2.6.3. ПРОТЕКТОРНАЯ ЗАЩИТА.
Протекторная защита относится к электрохимическим методам защиты металлов от коррозии.
Электрохимическая защита позволяет предотвратить коррозионные разрушения в морской воде практически всех применяемых в судостроении конструкционных металлических материалов, в том числе после различных технологических операций их обработки (сварки и др.).
Механизм электрохимической защиты заключается в катодной поляризации металлической конструкции до потенциала наиболее анодных участков её поверхности.
Различают две разновидности электрохимической защиты. При питании от внешнего источника (выпрямителя, генератора) защита называется катодной, при подключении к защищаемой конструкции электроотрицательного металла (протектора) – протекторной.
Критерием электрохимической защиты является потенциал металла, жёстко связанный со скоростью коррозионных разрушений.
При электрохимической защите в первую очередь подавляется язвенная коррозия.
Материалами для изготовления протекторов служат сплавы на основе магния, алюминия и цинка. Применение протекторов окажется эффективным только при условии, что в них не будет содержаться значительное количество примесей металлов, имеющих более положительный электродный потенциал, чем у протектора.
Для протекторов, устанавливаемых при ремонте патрубков ПРКБ, использован цинковый сплав ЦП-1 по ГОСТ 26251-84, содержащий минимальное количество примесей.
Протектор имеет величину потенциала более отрицательную, чем у потенциала патрубка ПРКБ:
Епатрубка > Епротектора
При этом образуется гальваническая пара, в которой конструкция патрубка ПРКБ является катодом и не разрушается, а растворяется протектор.
В морской воде на электродах протекают реакции:
- анод: Zn – 2e → Zn2+ │2
+ катод: O2 + 2H2O + 4e → 2Zn(OH)2
Протекторная защита сопровождается безвозвратным расходом протекторных сплавов.
Протекторный метод защиты металлов от коррозии имеет ряд преимуществ перед другими методами: надёжность, простая эксплуатация и др. Недостатками этого метода являются: кратковременность защитного действия, которая вызвана износом и растворением протекторов, необходимость повторной их установки и отсутствие возможности регулирования параметров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.