целесообразна в агрегатах, используемых в качестве гидромоторов.
21.3. Расчет основных размеров шестеренных гидромашин
Для предварительного выбора модуля зацепления т при окружной скорости шестерни м/с и отношения (где – ширина шестерни), в пределах 6 – 10 часто пользуются эмпирическим выражением:
мм, где – расчетная подача насоса, л/мин.
Для уменьшения габаритов насоса число зубьев желательно выбирать при всех прочих равных условиях возможно меньшим, а модуль – большим. На рис. 5.9. приведено сравнение размеров насосов одной и той же производительности при различных числах зубьев и модулях (18; 12 и 7). Но при снижении числа зубьев снижается их прочность из-за подрезания ножек и увеличивается неравномерность подачи насоса. Для устранения подрезания ножек зубьев увеличивают угол зацепления.
Рис. 5.9. – Сравнительные габариты шестеренных насосов равной подачи при различных числах зубьев
Современные шестеренные насосы изготавливаются с числом зубьев 6…30. Шестерни с большим числом зубьев применяются в насосах низкого и среднего давления.
Для уменьшения мертвого объема (объем жидкости, переносимый из полости нагнетания в полость всасывания) радиальный зазор между вершиной одной шестерни и донышком впадины между зубьями другой уменьшают до 0,05 модуля.
Ширина шестерни (длина зуба) обычно не превышает десяти модулей и определяется по формуле:
, где – коэффициент ширины шестерни:
р, МПа |
До 1 |
До 4 |
Свыше 4 |
ψbm |
До 13 |
7…9 |
До 6 |
Т.к. ошибки изготовления по ширине зуба могут вызвать значительные утечки жидкости и снижение объемного КПД за счет междузубовых перетечек, целесообразно применять (в особенности при высоких требованиях к герметичности) шестерни небольшой ширины (в некоторых миниатюрных насосах доводится до 1,5 – 5 мм). При таких шестернях деформации в зоне контакта зубьев, обусловленные высокими удельными нагрузками, способствуют обеспечению герметичности по линии зацепления зубьев.
Напряжение в стенках корпуса рассчитывается по формуле:
, где k – отношение предела текучести (предел прочности для чугуна) при растяжении к пределу текучести при сжатии;
R – наружный радиус корпуса;
– радиус окружности вершин зубьев шестерни.
Допускаемое напряжение для чугуна 60 МПа, для стального литья 110 МПа, для алюминиевого литья 40 МПа.
Шестерни изготавливают из легированных сталей, упрочненных химико-термической обработкой (цементацией, цианированием, азотированием). Твердость верхнего слоя металла после закалки составляет HRC 60 – 62. Корпусные детали изготовляют в основном из алюминиевых сплавов. Для изготовления подшипников скольжения чаще всего используют сплавы бронзы с никелем.
Для уменьшения утечек и повышения общего КПД насосы изготавливаются с гарантированными малыми торцовыми и радиальными зазорами. В современных насосах для работы при давления более 10 МПа применяют систему автоматической компенсации торцовых зазоров.
Из схемы замкнутой рабочей камеры шестеренной гидромашины (рис. 5.10) видно, что давление р1 жидкости в камере к, равное давлению на входе гидромотора, действуя на поверхности зубьев шестерен, образующих эту камеру (до точки а зацепления), развивает крутящий момент.
Рис. 5.10. – Схема рабочей камеры шестеренного гидромотора
Следовательно, теоретический момент на валу ведущей шестерни слагается из суммы собственного момента М1 этой шестерни и момента М2 ведомой шестерни, который передается на ведущую шестерню с помощью зацепляющихся зубьев.
Расчетное значение среднего крутящего момента получим, подставив в формулу для приведенного теоретического момента на валу насоса величину расхода:
, или , где m и b – модуль зацепления и ширина шестерен;
z и dн – число зубьев ведущей шестерни и диаметр начальной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.