Специфика марксистской философии
Страницы работы
Фрагмент текста работы
метод исследования и самостоятельную оценку
результатов труда. Это позволило все взаимоотношения ученых и философов
поставить на здоровую почву. Следует отметить, что К. Маркс и Ф. Энгельс не
считали указанные функции философии раз и навсегда установленными, а видели в
них только основополагающие ориентиры для дальнейшего постепенного освобождения
ученых, исследователей от остатков технократизма и натурфилософизма, которые и
по сей день дают о себе знать.
Порывая с привычной многовековой традицией, К. Маркс и Ф. Энгельс сделали
предметом своего философского анализа бытия в некотром роде нефилософские
вопросы, развивая при этом новое понимание роли философии как методологии
познания реальной жизни. «До сих пор, - саркастически замечал К. Маркс, -
философы имели в своем письменном столе разрешение всех загадок, и глупому
непосвященному миру оставалось только раскрыть рот, чтобы ловить жареных
рябчиков абсолютной науки» . Но время радикально изменилось, и отношение к
жизненным проблемам становилось иным, а значит, и требования к философии
становились совершенно другими. Теперь от нее ждали не просто объяснения факта,
а глубокого его осмысления. «Теперь, - пишет К. Маркс, - философия стала
мирской; это неопровержимо доказывается тем, что само философское сознание не
только внешним, но и внутренним образом втянуто в водоворот борьбы» , «неся
людям свет знания и свободы» . На протяжении всего существования марксисткой
философии ее многочисленные приверженцы не только комментировали диалектический
материализм и популяризировали его положения, но и развивали как принципиально
новый (диалектический) метод познания природы, общества, способный научно
раскрыть все природные тайны бытия.
Классики новой философии были уверены, что все естествоиспытатели,
освободившись от разного рода идеалистических и антидиалектических заблуждений,
обязательно придут к диалектическому материализму. Однако история научного
познания показала, что многие ученые, хорошо усвоив ключевые положения
марксистской философии, такие, например, как принцип относительности истины или
идея о всеобщей связи явлений и т.д., не становились при этом диалектическими
материалистами. Даже само стремление сделать таковыми всех ученых, с научной
точки зрения, неправомерно. Ведь сам предмет научного познания (как и его
методы) не зависит от диалектического материализма даже в том случае, если в
научных исследованиях применяются те или иные принципы материалистической
диалектики. Последнюю следует понимать только как философскую, но не
общенаучную теорию (метод), отнюдь не умаляя ее мировоззренческую и
методологическую роль, а также ее эвристическое значение для каждой науки,
включая медицинскую.
Специфика новой философии состоит и в том, что ее создатели распространили свое
учение на общество, наполнив историю осмысления развития человечества строгой
«логикой» материалистической диалектики. Они доказывали, например, что только в
органическом единстве, взаимовлиянии материализм и диалектика становятся
действительно всеобщими, охватывающими все сферы земного бытия (природы
Похожие материалы
Информация о работе