государства и власти является основой стабильности, процветания, благосостояния. Теперь рассмотрим учение Аристотеля о государстве подробнее, предварительно сказав несколько слов о его жизни.
Биография.
«Аристотель родился в 834 г. до н.э. в греческом городе Стагире, на полуострове Халкидике, во Фракии. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта II.»[4.стр.37]
«После смерти отца Аристотель в 367/366 г. до н.э. переселился в Афины и сделался ревностным учеником Платона (от него подчеркнул множество учений о государстве). Он не остановился на учении Платона о государстве, но создал самостоятельную философскую систему. Аристотель пробыл в Афинах до смерти Платона. В течении трёх лет жил в Малой Азии при дворе тирана Гермия, а затем на острове Лесбосе. Там в 343 г. получил приглашение от македонского царя Филиппа II заняться воспитанием его сына Александра, будущего основателя мировой македонской монархии. В 335 г. до н.э. Аристотель вернулся в Афины, где основал школу получившую известность под названием школы «перипатетиков», названной так от особой манеры преподавания среди прогулок в портиках. В 323 г. до н.э. когда умер Александр, в Греции поднялось восстание против македонского владычества; вместе с этим началось преследование против людей, связанных с македонским двором. Против Аристотеля было поднято обвинение в безбожии, имевшее политическую подкладку, и ему пришлось покинуть Афины. Он переселился в г. Халкиду на острове Эвбее, где и умер в 322 г. до н.э.»[4.стр.38]
В лице Аристотеля античная мысль достигает своего высшего развития. В нём сконцентрировались все накопившиеся силы науки, назревшие в античном государстве – городе. [4.39стр.]
Сочинение о государстве
Рассмотрим теперь основные пункты его сочинения о государстве, так называемой «Политики»
«Человек по природе,- говорил Аристотель,- есть существо политическое» и значит, от природы имеет склонность к общественной жизни. В этом - то государственном объединении и осуществляется высшее назначение человека, отличающее его от всех других живых существ. Государство с его точки зрения существует не столько ради практических целей – самозащиты или достижения пользы, сколько ради осуществления этического идеала – высшего блага. Это – общение ради создания хорошей жизни, ради создания вполне самодовлеющего существования. Оно предполагает целую систему социальных и религиозных отношений, воспитания и т.д. Оно возникает из семейных отношений: «колонией» семьи является селение, а селения объединяются в город – государство. Только в государстве достигается идея самодовления. По природе государство предшествует семье. Это государство – в то же время и город. Это соображение представляет тем большой интерес, что как раз в его время делалась попытка образования мировой державы Александром. Государство мыслится им только для граждан, граждане, таким образом, являются привилегированной группой пользующейся трудом подчинённых групп – свободных ремесленников и особенно рабов. Рабство Аристотель в противоположность некоторым мыслителям его времени ( каковы например софисты Гиппий, Алкидамант, поэт Эврипид и др.) считал естественным явлением, объясняя это тем, что некоторые люди способны только к повседневному труду и слепому подчинению, например «варвары». Равным образом и для женщин он считал естественным подчинённое положение. Однако общность жён, детей и собственности, намеченную Платоном, Аристотель подверг решительной критике.»[2.стр.35]
«И в хозяйственном отношении он признаёт естественным только те роды деятельности, которые служат к обеспечению жизни, но всякого рода наживу (хрематистику), торговлю, ростовщичество и т.д. считал противодейственным делом.
Далее он разбирал понятие «гражданин». «Понятие гражданин ничем другим, - говорит он,- не может быть лучше определено, как тем, что он участвует в суде и в управлении». Затем он исследует и существующие государственные формы. В зависимости от того, как в государстве может осуществляться
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.