Лекция 13. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
1. Везде и всегда, когда жил человек, существовала и культура его. Первобытная культура – самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении всей их истории. Первобытная культура живет рядом с нами, у народов, которые находятся на стадии первобытного развития. Древняя культура является составной частью современной культуры.
Прошлое не умирает. Это нашло отражение в культе предков, т.е. люди не могли поверить в окончательный уход умерших из этого мира. Через память, традиции, системы духовных ценностей, обряды и т.п. древняя культура остается с нами.
В чем проявляется наследие архаичной культуры? (амулеты, татуировки, причуды моды и т.д.).
Наблюдается следующая закономерность: чем большее значение имеет жизненная ситуация для человека (роды, похороны, брак и т.д.), тем заметнее наследие первобытной культуры, влияние ее обрядов, символов, психологических установок. Возможно в современной культуре цивилизованный слой тонок и в критических ситуациях через него легко прорывается первобытное сознание (опьянение войной и т.д.).
Об архаичной культуре нельзя говорить "плохая-хорошая", "прекрасная-безобразная". Она включает в себя все. Эта культура способна манипулировать сознанием человека, нередко злоупотребляя этим. Эстетические и этические нормы архаичной культуры кажутся нередко жестокими, безобразными. Но на почве архаичной культуры выросла вся современная культура человечества.
Трудности понимания первобытной культуры:
1. подлинная первобытность отделена от нас тысячелетиями;
2. многообразия форм первобытной культуры плохо поддаются обобщениям, поэтому многие исследователи выбирали из нее то, что соответствовало их взглядам о ней.
Существует неотъемлемый элемент культуры, который позволяет говорить о том, что культурный процесс начался.
Язык. С появлением языка начинается история культуры. Язык открыл путь к свободному самоопределению и самовыражению человека.
Языковые различия вызывают различия в познавательных процессах, и, следовательно, порождают многообразие форм духовной культуры. Мы видим, слышим и воспринимаем действительность так, а не иначе в значительной мере потому, что структура нашего языка предрасполагает к определенному выбору интерпретации, но при всем различии у всех языков есть общие правила оперирования языком. Человек давал имя предметам. Это имя постепенно стало влиять на наименованный предмет, на объяснение его природы и отношения к другим предметам.
2. Миф и первобытная культура.
Миф в архаичной культуре выступает в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Следовательно, миф выступает в роли своеобразной философии древнего человека.
Можно выделить следующие черты мифа:
1) попытка людей осмыслить свое бытие и сознательно слиться с мифом с помощью эмоциональных и логических ассоциаций;
2) особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий;
3) миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов;
4) структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека;
5) миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры. Миф как вера предков, как дело веры не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании. Следовательно, миф носит коллективно-бессознательный характер
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.