Методические рекомендации по организации компьютерных занятий по дисциплине "Социально-экономическое прогнозирование", страница 3

— использование функций ТЕНДЕНЦИЯ() и РОСТ() для краткосрочного прогнозирования по линейному и экспоненциальному трендам;

— повторение оценок точности трендов/регрессии;

— необходимость предварительного прогноза факторов регрессии для прогноза изучаемого ряда (регрессора);

— отбор факторов для регрессии можно производить на основе максимума корреляции или приемлемого P-значения коэффициентов (параметров) регрессии.

Групповое занятие 6. Контрольная работа № 1 (два-три занятия)

Цель — освоение представлений о комплексном прогнозировании с верификацией результата.

Файл исходных данных — “№ 06 Зачетная работа1.xls”

Задание — выработать прогноз развития отрасли на 5 лет в виде оценки ВВП в текущих ценах. Подробный порядок проведения — см. 6 МР контр р дн СЭП.doc.

СРС 6. Динамическое программирование

Цель — построение динамической модели развития и выбор политики занятости.

Файл задания — “СУРС № 5.1.xls” на основе данных контрольной работы № 1.

Акцент:

— при построении модели на листе MS Excel нельзя использовать простое копирование данных. Вместо этого необходимо использовать функцию равенства. Тогда, изменение исходных данных приводит к автоматическому изменению всех расчетов — принцип динамической модели.

Групповое занятие 7. Динамическое программирование

Цель — решение задачи определения оптимальной экономической политики.

Файл задания — “№ 10 Динам_прогноз.xls”

Акценты:

— использование поиска решения MS Excel для решения данных задач;

— в качестве оптимизационной функции выбора политики может использоваться сумма значений ряда или сумма приведенных стоимостей (принцип Понтрягина).

СРС 7. Задача линейного программирования (ЗЛП): постановка

Цель — усвоение экономической интерпретации ЗЛП.

Файл задания — “СУРС № 6-8.xls” № 6

Групповое занятие 8. Решение ЗЛП

Цель — освоение порядка решения ЗЛП с помощью методов MS Excel.

Файл задания — “№ 7 Линейное программирование.xls”

Акценты:

— последовательность решения: запись математической формулировки, запись на лист MS Excel в виде указанной таблицы, вызов процедуры;

— использование, как и при регрессии, функции СУММПРОИЗВ().

СРС 8. ЗЛП: решение

Цель — закрепление порядка решения ЗЛП с помощью методов MS Excel, усвоение экономической интерпретации параметрической ЗЛП.

Файл задания — “СУРС № 6-8.xls” № 7

Групповое занятие 9. Решение параметрической ЗЛП

Цель — освоение порядка решения параметрической ЗЛП с помощью методов MS Excel, оценка на этой основе устойчивости решения обычной задачи.

Файл задания — “№ 8 Линейное программирование.xls”

СРС 9. ЗЛП: устойчивость

Цель — закрепление порядка решения параметрической ЗЛП с помощью методов MS Excel.

Файл задания — “СУРС № 6-8.xls” № 8

Групповое занятие 10. Контрольная работа № 2

Цель — освоение представлений о постановке и решении ЗЛП на основе данных хозяйственного учета, границ применимости метода, сочетание с регрессионным анализом.

Файл задания — “№ 9 Зачетная работа2.xls”

Задача — выработать оптимальный (по выручке) план производства нескольких видов продукции на прогнозный период, на основе ценовых тенденций, норм и лимитов B расходов.

Порядок работы:

1. Рассчитать прогноз С продажных цен на январь (коэффициенты целевой функции), используя изученные ранее способы трендового прогнозирования.

2. Построить (три) функции регрессии каждого вида затрат j (зарплаты, материалов и тому подобное в зависимости от варианта) к объемам выпуска продукции. Полученные коэффициенты регрессии Ai при переменных — коэффициенты Aij левых частей ограничений — нормы затрат при производстве продукции. Коэффициент Y-пересечение A0 трактуется как постоянный расход и вычитается из лимита B* = B – A0. При построении регрессии P-значение не учитывается.

3. Решить задачу линейного планирования: максимизировать выручку (сумму произведений искомых объемов производства X, на прогнозные цены С), при выполнении ограничений по затратам (Aij * Xj < = Bj*).

В ограничения задачи добавить предел увеличения производства на 10% максимум.

4. Дать трактовку устойчивости решения (устно).

СРС 10. Экспертиза: Контрольная работа № 3

Цель — проведение прогнозирования на основе экспертных оценок.

Файл задания — “СУРС 0-4.xls” № 9

Групповое занятие 11. Экспертиза

Цель — освоение представлений о постановке и вариантах сведения множества альтернативных прогнозов в один.

Файл задания — “№ 11 Экспертные оценки.xls”

Групповое занятие 12. Контрольный тест

Цель — проверка усвоения основных понятий курса.

Файл задания (приблизительные вопросы) — “4 Тест СЭП.xls”

Групповое занятие 12 (факультатив). Сценарное прогнозирование

Цель — получение представлений о проведении логического прогнозирования (одного из вариантов).

Файл задания — “№ 10 Сценарное.xls”

Групповое занятие 13 (факультатив). Сетевое планирование

Цель — определение устойчивости сетевого графика к изменению времени проведения работ.

Файл задания — “№ 11 Сетевое.xls”

Литература приведена в Программе дисциплины.

Редактор В. Ф. Петрова