Методические рекомендации по организации компьютерных занятий по дисциплине "Социально-экономическое прогнозирование", страница 2

Методические рекомендации

СРС 0. Предварительный анализ динамического ряда

Цель — усвоение основных понятий динамического ряда, предварительная подготовка данных для анализа, использование метода канала для выделения тренда.

Файл задания — “СУРС 0-4.xls”

Варианты для выполнения (25шт.) представлены на листе “11”.

Порядок выполнения работы на листе “СРС 0-4”.

Групповое занятие 0. Предварительный анализ ряда

Цель — освоение представлений о целях и задачах анализа динамического ряда, выработка умения выделения тенденции.

Файл задания — “№ 0 Анализ данных.xls”

Здесь и далее, если не оговорено иное, варианты для выполнения представлены на листе “Данные”, порядок выполнения работы на листе “Задание”.

Акценты — приемы эффективной работы с графиками в MS Excel:

— убрать “подвал” графика: формат оси Y — Шкала — Минимальное значение установить на основе минимума изучаемого ряда.

— изучаются наблюдения (“точки”): формат ряда — Линия — пунктир; Маркер — обычный.

СРС 1. Скользящее среднее

Цель — усвоение основных понятий сглаживания динамического ряда, расчетной формулы и интерпретации метода скользящего среднего.

Файл задания — см. СРС 0.

Групповое занятие 1. Скользящее среднее

Цель — освоение представлений о целях и этапах проведения сглаживания динамического ряда на основе скользящего среднего.

Файл задания — “№ 1 Скользящее среднее.xls”

Акценты:

— освоение различия между линейным и циклическим временем;

— момент привязки результата сглаживания;

— копирование треугольного диапазона в MS Excel: специальная вставка — пропуская пустые ячейки.

СРС 2. Экспоненциальное сглаживание

Цель — усвоение основных расчетов формулы и интерпретации метода экспоненциального сглаживания.

Файл задания — см. СРС 0.

Групповое занятие 2. Экспоненциальное сглаживание

Цель — освоение представлений о сравнительных достоинствах сглаживания на основе скользящей и экспоненциальной средних.

Файл задания — “№ 2 Экспоненциальное сглаживание.xls”

Акценты:

— построение трендов для выявленных участков;

— задание имени ячейки в MS Excel.

СРС 3. Метод наименьших квадратов

Цель — усвоение расчетов МНК, смысловой интерпретации параметров линейного и экспоненциального трендов.

Файл задания — см. СРС 0.

Групповое занятие 3. Прогнозирование по тренду с учетом сезонности

Цель — освоение представлений о полном порядке прогнозирования на основе трендовой модели.

Файл задания — “№ 3 Тренд и сезонность.xls”

Акценты:

— сезонность моделируется только при ее наличии. Сначала ряд сглаживается (устраняется сезонность) для построения тренда. Затем трендовый прогноз уточняется на сезонное влияние (восстанавливается сезонность);

— при расчете коэффициентов (индексов) сезонности можно использовать отклонение значений исходного ряда как от тренда, так и от сглаженного ряда;

— система уравнений МНК может быть решена как алгебраически (“на бумаге”) так и средствами MS Excel: подбор параметра и поиск решения.

СРС 4. Устойчивость тренда

Цель — усвоение вариантов оценки качества трендов: априорных и апостериорных ошибок прогнозов.

Файл задания — см. СРС 0.

Групповое занятие 4. Прогнозирование с учетом устойчивости

Цель — освоение представлений о порядке прогнозирования на ближайшую перспективу и оценке срока и степени достоверности прогноза на основе понятия “канала”.

Файл задания — “№ 4 Канал.xls”, “CHF1H.txt.”

Акценты:

— освоение импорта текстового файла в MS Excel;

— знакомство с биржевыми диаграммами;

— численный расчет границ канала [динамического ряда];

— неточность расчетов параметров тренда на графике MS Excel.

СРС 5. Регрессия

Цель — усвоение расчетов МНК для уравнения регрессии, смысловой интерпретации параметров регрессии.

Файл исходных данных — “№ 06 Зачетная работа1.xls”

Задание — оценить развитие капитала в зависимости от труда и времени (как представления влияния прочих факторов).

Порядок работы:

1. Построить уравнение линейной регрессии от двух факторов: K = aL + bt + c, где K — регрессия капитала, L — труд, t — время, (a, b, c,) — параметры регрессии.

1.а. Расположить данные вертикально на листе MS Excel (Специальная вставка — транспонировать).

1.б. Рассчитать параметры регрессии (Сервис — Анализ Данных — Регрессия):

1.б.1. Входной интервал Y — Капитал (вместе с названием);

1.б.2. Входной интервал X — Труд и Время (вместе с названиями);

1.б.3. Галочку “Метки” поставить (если ранее названия были выделены).

1.в. На основании рассчитанных коэффициентов регрессии записать уравнение регрессии. Сформулировать интерпретацию параметров регрессии.

1.г. Рассчитать трендовые значения по формуле регрессии.

2. Вывести на один график исходные и трендовые значения.

3. Дополнить график линейным трендом капитала.

Дать заключение о большей применимости тренда или регрессии.

Групповое занятие 5. Регрессия

Цель — освоение представлений об отборе факторов для регрессии, определении значимости факторов, прогнозировании на основе регрессии.

Файл задания — “№ 5 Регрессия.xls”

Акценты: