Биология клетки. Структурные компоненты эукариотических клеток, особенности их строения и функции. Органеллы и включения клетки

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА: "БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ"

I. Научно-методическое обоснование

Полученные знания и умения необходимы студентам при изучении гистологии, микробиологии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, при работе врачом общей практики.

II. Цель

1. Указать особенности строения эукариотических клеток.

2. Описать строение цитоплазматической мембраны.

3. Дать характеристику структурных компонентов цитоплазмы и ядра.

4. Дать морфо-функциональную характеристику хромосом, классификацию хромосом человека по Денверской (Парижской) классификации.

III. Задачи

1. Знать структурные компоненты эукариотических клеток, особенности их строения и функции.

2. Уметь определять органеллы и включения клетки.

3. Ознакомиться с электроннофотограммами структурных компонентов цитоплазмы, ядра.

IY. Содержание, хронокарта занятия

─────┬──────────────────────────────────────────────────────────┬──────

N  │                                                          │Время п/п │                   Этапы занятия                          │в мин.

─────┼──────────────────────────────────────────────────────────┼──────

1  │                           2                              │  3

─────┴──────────────────────────────────────────────────────────┴──────

1.    Вступительное слово. Ответы на вопросы.                     5

2.    Проверка знаний студентов методом фронтального опроса.     45

2.1   Структурные компоненты клетки.

2.2   Строение цитоплазмы:

- цитоплазматическая мембрана, особенности ее строения и функции;

- структурная организация и свойства гиалоплазмы;

- органеллы общего назначения, их морфология и функциональная характеристика;

- органеллы специального назначения, их функциональная морфология;

- цитоплазматические включения, их классификация и значение в клетке.

2.3   Строение ядра эукариотической клетки. Ядерно-плазменные отношения как показатель функционального состояния клетки.

2.4   Морфо-функциональная характеристика хромосом. Типы и правила хромосом.

2.5   Кариотип, идиограмма. Характеристика кариотипа человека.

Денверская и Парижская классификации хромосом человека.

3.    Тестовый контроль.                                          10

4.    Подведение  итогов  опроса.  Объяснение ООД к выполнению лабораторной работы.                                        10

5.    Выполнение лабораторной работы.                             45

6.    Проверка выполнения лабораторной работы и оценка  знаний студентов.                                                  10

7.    Подведение итогов занятия.  Объяснение ООД по  очередной теме.                                                       10

ИТОГО:    135

───────────────────────────────────────────────────────────────────────

Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач

Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия.

Проверить знания студентов по контрольным вопросам темы.

При разборе вопроса 2.1 перечислить структурные компоненты клетки.

При разборе вопроса 2.2 рассмотреть строение цитоплазмы, обратить внимание на ее структурную организацию и свойства гиалоплазмы. Разобрать строение цитоплазматической мембраны, используя таб.14. Сделать акцент на то, что строение внутренних биологических мембран органоидов имеет один принцип, но характерно отсутствие гликокалекса.

Разобрать, используя таблицы 5, 15, 16 механизмы пассивного и активного транспорта. Привести примеры и биологическое значение избирательной проницаемости биологических мембран.

Дать морфологическую характеристику и перечислить функции органелл общего и специального назначения. Обратить внимание на место локализации специфичных органелл в клетке. Дать оценку разнообразия форм клеток и ядер у эукариотических организмов. Провести сравнительную характеристику строения про- и эукариотической клетки.

Разобрать строение ядра. Обратить внимание на морфо-функциональные особенности, значение хромосом в передаче наследственной информации.

Указать с помощью таб.24 на различные типы хромосом и их группировку в идиограмме кариотипа человека. Перечислить правила хромосом и пояснить значение каждого свойства. Пояснить, что центромерный индекс зависит от соотношений длинного плеча (q) и короткого (p). Дать характеристику нормального кариотипа хромосом человека. Разобрать классификацию хромосом, обратить внимание на то, что хромосомы распределены на группы в зависимости от их размеров и положения центромеры (таб.11).

Для тестового контроля использовать прилагающиеся "Тесты".

При выполнении лабораторной работы рассмотреть и зарисовать следующие микропрепараты:

- "Секреторные гранулы в клетках печени аксолотля" (630х). Обозначить гранулы.

- "Пигментные включения в клетках кожи головастика" (630х).

- "Включения гликогена в клетках печени аксолотля" (630х).

- "Гранулы зимогена в клетках поджелудочной железы крысы" (630х).

- "Жировые включения в клетках печени аксолотля" (280х). Обозначить капли жира в цитоплазме клеток.

Изучить электроннофотограммы клетки (без зарисовки).

Провести кариотипирование хромосомного набора человека по индивидуальному заданию. Подсчитать число хромосом, расположить их группами согласно Парижской классификации и внести их в виде таблицы в протокол работы. 

Подвести итог занятия. При проверке альбомов обратить внимание на правильность оформления протокола лабораторного занятия, зарисовок и соответствующих обозначений в препаратах. Дать ООД к очередному занятию.

YI. Методическое обеспечение занятия

Таблицы:

1. (2) Различная форма ядер.

2. (5) Избирательный транспорт лизосомных ферментов из к. Гольджи в лизосомы.

3. (6) Аппарат Гольджи.

4. (7) Особенности строения клеточного центра и митохондрий.

5. (11) Хромосомы человека.

6. (14) Плазматическая мембрана.

7. (15) Активный мембранный транспорт. Na+ K+- насос.

8. (16) Пассивный мембранный транспорт.

9. (17) 10. (20) Метафазная хромосома.

11. (24) Типы хромосом человека.

Электроннофотограммы:

1. Участок клетки ацинуса поджелудочной железы - 18 шт.

2. Эндоплазматическая сеть в клетках печени крысы - 18 шт.

3. Клеточная мембрана - 18 шт.

4. Ультраструктура ядра клетки культуры ткани СПЭВ (по Г. Е. Онищенко) - 18 шт.

5. Ультраструктура лизосом в клетках печени - 18 шт.

6. Ультраструктура аппарата Гольджи в эпителиальной клетке ворсинки кишечника взрослой крысы - 18 шт.

Микропрепараты:

1. Секреторные гранулы в клетках печени аксолотля.

2. Пигментные включения в клетках кожи головастика.

3. Включения гликогена в клетках печени аксолотля.

4. Гранулы зимогена в клетках поджелудочной железы крысы.

5. Жировые включения в клетках печени аксолотля.

Диапозитивы:

1. (281) Строение клетки.

2. (282) Функция митохондрий / Пластиды.

3. (294) Схема взаимодействия органоидов в клетке. Лизосомы.

4. (298) Схема работы рибосом. Комплекс Гольджи.

5. (300) Хромосомная карта томатов.

6. (301) Модель клеточной мембраны.

7. (322) Взаимодействие органоидов клетки.

8. (324) Рисунок "клеток", изображенных Гуком.

9. (327) Схема строения митохондрий.

10. (328) Ядро, ЭПС.

11. (346) Пример органоидов движения.

12. (349) Типы клеток.

13. (352) Тест по органоидам.

14. (353) ЭПС.

15. (354) Комплекс Гольджи.

16. (355) Тест по функциям органоидов.

17. (356) Схема строения хлоропласта.

18. (358) Схема строения плазматической мембраны.

19. (359) Рибосома.

20. (361) Схема строения клеточного центра.

Оборудование:

1. Микроскопы Биолам Р-11 - 30 шт.

2. Иммерсионницы с иммерсионным маслом - 3 шт.

3. Диапроектор Пеленг.

YII. Литература

1. Лекции.

2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н., М.: Медицина, 1984, стр.18-26, 37-39, 42-47.

3. Слюсарев А. А., Жуков С. В. Биология. Киев: Вища школа, 1987, стр.19-33.

4. Основы общей биологии. Под ред. Либберта Э. М.: Мир, 1982, стр.75-78, 81-92, 98-138.

5. Бекиш О.-Я. Л., Храмцова Л. А. Практикум по биологии и общей генетике. Витебск, 1997, тема N 3.

6. Бекиш О.-Я. Л. Медицинская биология. Витебск, 1997, лекция N 3.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
51 Kb
Скачали:
0