Биосферно-биогеоценотический уровень организации живого. Элементы экологии человека

Страницы работы

Содержание работы

БИОСФЕРНО-БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

ТЕМА: "ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА"

I. Научно-методическое обоснование

Полученные знания и умения необходимы при изучении гигиены, терапии, психиатрии, нервных болезней, работе врачом общей практики.

II. Цель

1. Научить студентов решать ситуационные задачи по антропоэкологии.

2. Проверить степень усвоения студентами знаний по характеристике сообществ, биогеоценозов, экосистем, биосферы, экологической изменчивости и адаптивным типам людей, путям биологической и социальной адаптации населения к условиям жизнедеятельности.

III. Задачи

1. Знать цели и задачи антропоэкологии, характеристику сообществ, биогеоценозов, экосистем, биосферы, экологическую изменчивость и адаптивные типы людей, биологические и социальные аспекты адаптации населения к условиям жизнедеятельности.

2. Уметь решать ситуационные задачи по антропоэкологии.

3. Ознакомиться с целями и задачами валеологии.

IY. Содержание, хронокарта занятия

────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────

N │                                                         │Время п/п│                     Этапы занятия                       │в мин.

────┼─────────────────────────────────────────────────────────┼──────

1 │                             2                           │  3

────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────

1.   Вступительное слово. Ответы на вопросы.                     5

2.   Проверка знаний студентов по контрольным вопросам темы методом фронтального опроса.                               55

2.1  Экология как наука, ее цели и задачи. Основные этапы исторического развития экологии. Значение работ К.Линнея, Ж.-Б.Ламарка, Ч.Дарвина, Э.Геккеля, В.И.Вернадского, В.В.Сукачева, А.Тенсли. Вклад белорусских ученых в развитие экологии. Значение экологии для медицины.

2.2  Биологические системы, изучаемые экологией: сообщества, биогеоценозы, экосистемы), биосфера. Основные этапы эволюции биосферы. Ноосфера. Влияние человека на биосферу.

2.3  Антропоэкология как наука, ее цели и задачи. Уровни экологических связей человека (индивидуальный, групповой, глобальный).

2.4  Экологическая дифференциация человечества на адаптивные типы людей и их морфофизиологические характеристики.

Климатопатология и географическая патология. Хронопатология.

2.5  Биологические и социальные аспекты адаптации населения к условиям жизнедеятельности.

2.6  Здоровье человека и система его жизнеобоспечения - категории антропоэкологии. Проблема "предболезнь-болезнь-компенсация" как возможные состояния организма человека.

Факторы здоровья.

2.7  Валеология - наука о здоровье человека.

3.   Тестовый контроль.                                         10

4.   Подведение итогов опроса. Объяснение ООД по выполнению лабораторной работы.                                        5

5.   Выполнение лабораторной работы.                            45

6.   Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний студентов.                                                 10

7.   Подведение итогов занятия.  Объяснение ООД по очередной теме.                                                       5

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

ИТОГО:  135

Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач

Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия. Провести коллективный разбор вопросов темы.

В вопросе 2.1 обратить внимание на значение экологии для медицины.

По вопросу 2.2 разобрать биологические системы и влияние на их формирование человека с использованием диапозитивов 201-220.

В вопросе 2.3 разобрать уровни экологических связей человека. Дать морфофизиологические характеристики адаптивных типов людей и показать роль хронобиологии для медицины в вопросе 2.4.

Указать на биологические и социальные аспекты адаптации человека к условиям жизни. Привести конкретные примеры адаптации населения Беларуси в вопросе 2.5.

Обратить внимание студентов на проблему "предболезнь-болезнь-компенсация" как возможные состояния организма и факторы здоровья в вопросах 2.6 и 2.7.

Подвести итоги проверки самоподготовки. Объяснить ООД по выполнению лабораторной работы. При выполнении лабораторной работы по решению ситуационных задач по антропоэкологии контролировать правильность выполнения заданий и проводить коррекцию. Проверить выполнение лабораторной работы. Дать оценку знаний каждого студента по теме. Дать ООД к следующей теме.

YI. Методическое обеспечение занятия 

Диапозитивы:

1. Охрана живой природы (201-220).

Оборудование:

1. Диапроектор Пеленг-800, Пеленг-700-АД.

YII. Литература

1. Лекции.

2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н. М., Медицина, 1984, с.367-402.

3. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев, Вища школа, 1987, с.292-312.

4. Основы общей биологии. Под ред. Либберта Э. М., 1982, с.363-412.

5. Бекиш О.-Я. Л., Храмцова Л. А. Практикум по биологии и общей генетике. Витебск, 1997, тема N 25.

6. Бекиш О.-Я. Л. Медицинская биология. Витебск, 1997, лекция N 18.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
0