Рахит. Гипервитаминоз «Д», синдром спазмофилии. Анемии у детей раннего возраста. Курация и разбор больных детей с респираторными аллергозами и бронхиальной астмой, страница 4

1. Характеристика возбудителя и эпидемиологические особенности коклюша (источник инфекции, пути передачи, входные ворота, восприимчивость и формирование иммунитета). 2. Основные патологоанатомические изменения при коклюше. 3. Патогенез заболевания, механизм возникновения судорожного кашля. 4. Классификация коклюша. 5. Клинические проявления в различные периоды заболевания при типичных и атипичных формах. 6. Особенности течения коклюша у детей раннего возраста и привитых детей. 7. Осложнения коклюша. 8. Методы диагностики коклюша (роль эпиданамнеза и клинических проявлений, бактериологические и серологические методы диагностики, исследование периферической крови). 9. Дифференциальный диагноз коклюша с острыми респираторными заболеваниями, инородным телом, корью, бронхоаденитом и др. 10. Лечение коклюша. Значение воздушного режима, использование различных медикаментозных средств в зависимости от тяжести заболевания и наличия осложнений. 11. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. 12. Профилактика коклюша.

II. Работа в клинике.

1. Знакомство с работой отделения и особенностями эпидрежима. Разбор больных с различными вариантами течения коклюша. 2. Подробный сбор анамнеза у постели больного. Обратить внимание на эпиданамнез, установить продолжительность инкубационного и катарального периода, появление кашля, его характер, репризы, рвоту, характер кашлевого приступа, частоту их. 3. Объективный осмотр больного. Обратить внимание на: а) общее состояние, б) характер кашля, в) при осмотре кожи и слизистых – одутловатость лица, кровоизлияния, язвочку уздечки языка и т. д., г) при исследовании сердечно-сосудистой системы – частоту пульса, артериальное давление, границы сердца, тоны сердца, д) при исследовании органов дыхания – цианоз, апноэ, одышку, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, признаки эмфиземы; е) при исследовании нервной системы – общемозговые симптомы, параличи и т. д. Разбор результатов дополнительных методов исследования: а) анализ крови (лейкоцитоз, лимфоцитоз, СОЭ), б) анализ мочи, в) бактериологические и серологические исследования, г) рентгенография грудной клетки. 5. Обоснование клинического диагноза и осложнений. 6. Дифференциальный диагноз. 7. Лечение: режим, уход, диетотерапия, антибиотикотерапия, введение специфического гамма-глобулина, использование нейроплегических средств, витаминотерапия. 8. Лечение осложнений и сопутствующих заболеваний. 9. Профилактика: изоляция и наблюдение за контактными, ранняя диагностика и изоляция больных, специфическая профилактика (вакцина АКДС).


Курация и разбор больных детей с респираторными аллергозами и

бронхиальной астмой

Цель занятия:

1. Изучить клинику различных форм респираторных аллергозов и бронхиальной астмы у детей раннего и старшего возраста. 2. Познакомиться с лабораторно-функциональными и рентгенологическими методами обследования детей, страдающих респираторными аллергозами и бронхиальной астмой. 3. Освоить основные принципы лечения и профилактики респираторных аллергозов  и бронхиальной астмы у детей.

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.

1. Этиология. 2. Патогенез (роль заболеваний органов дыхания в патогенезе респираторных аллергозов и бронхиальной астмы; значение наследственных и семейных особенностей реактивности и функционального состояния нейроэндокринной системы у больных респираторными аллергозами и  бронхиальной астмой). 3. Патоморфология. 4. Классификация респираторных аллергозов и бронхиальной астмы (формы бронхиальной астмы у детей; понятие о приступе и астматическом состоянии). 5. Особенности клинической картины респираторных аллергозов и бронхиальной астмы у детей раннего и старшего возраста. 6. Диагноз и дифференциальный диагноз. 7. Основные принципы лечения и профилактики респираторных аллергозов и бронхиальной астмы; комплексное лечение больных в послеприступном и внеприступном периодах бронхиальной астмы. 8. Прогноз бронхиальной астмы в детском возрасте.

П. Самостоятельная работа в клинике.

Необходимо обследовать 2-3 больных, страдающих респираторными аллергозами,  аллергической (атонической) и ннфекционно-аллергической формой бронхиальной астмы.