деятельности группы хозяйствующих субъектов (деятельность основана на отношениях контроля) и выполняет только информационную функцию.
Начиная с отчетности за 2011 год, организации составляют отчетность по формам, утвержденным Приказом Минфина №66н от 02.07.2010г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
В состав годовой бухгалтерской отчетности (согласно законодательству до 2013г.) включаются:
-Бухгалтерский баланс (форма № 1),
-Отчет о прибылях и убытках (форма № 2),
-Отчет об изменениях капитала (форма № 3),
-Отчет о движении денежных средств (форма № 4),
-Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5),
-Пояснительная записка,
-Аудиторское заключение (если организация подлежит обязательному аудиту),
-Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
В состав промежуточной отчетности (за 1 квартал, за 1 полугодие, за 9 месяцев) в обязательном порядке включаются только Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Тем не менее, организация может по своей инициативе дополнить этот список и даже для промежуточной ежемесячной отчетности.
С 2013г. в связи с вступлением нового закона «О бухгалтерском учете» в состав годовой бухгалтерской отчетности были внесены изменения.
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) переименован в отчет о финансовых результатах. Пояснительная записка заменена пояснением.
Упрощенный вариант формирования бухгалтерской отчетности возможен для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций (но не бюджетных). Тогда состав годовой отчетности не входят форма №3, №4, №5. Некоммерческие организации вдобавок составляют форму №6.
Стандартный вариант введен для средних и крупных коммерческих организаций.
Множественный вариант предназначен для крупнейших коммерческих организаций или крупных, но имеющих несколько видов деятельности. В этом случае формы №2, №4, №5 имеют несколько вариантов по видам деятельности, по сегментам.
В последнее время актуальным становится и следующий вариант – отчетность составленная не по российским, а по международным стандартам (IFRS, GAAP).
10.3 Бухгалтерский баланс (ф.1) и модели его построения
Важнейшим источником информации об организации несомненно считается бухгалтерский баланс. Именно он позволяет определить состав и структуру имущества организации, состояние расчетов на конкретный момент времени и конечный финансовый результат.
Слово баланс происходит от латинских слов «bis»-дважды и «lanx»-чаша, что буквально означает двухчашие и употребляется как символ равновесия и равенства.
Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения , выраженного в денежной оценке имущества организации по составу и размещению, а также по источникам формирования. По своему строению состоит из двух частей – актива и пассива и имеет вид двусторонней таблицы.
Принято считать, что бухгалтерский баланс это состояние счетов организации на конец года (или на конец квартала) в обычной нормальной деятельности. Но это только один из видов – операционный. Кроме этого выделяются еще несколько видов балансов по функциональной оценке.
Вступительный составляется при создании новой или преобразовании ранее действующей организации,
Соединительный - при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо.
Разделительный – при выделении из одной организации нескольких самостоятельных лиц.
Санируемый - составляется в период несостоятельности организации.
Ликвидационный – в период ликвидации организации.
Сводный – составляется путем объединения отдельных операционных балансов нескольких организаций, входящих в состав холдинга, концерна, ведомства, министерства.
Консолидированный – объединяются балансы юридических лиц, взаимосвязанных экономическими отношениями, в основном, головные и дочерние компании.
По полноте оценки составляются
А) Баланс-нетто, когда сальдо контрарных счетов уменьшает итого баланса. Такой баланс составляется в настоящее время.
Б) Баланс-брутто составляется с учетом сальдо контрарных счетов, при этом валюта баланса увеличивается. Такие балансы составлялись в РФ до 1996 года.
В международной практике представление бухгалтерского баланса возможно в 2-х формах: горизонтальная модель (как в РФ) и вертикальная. Порядок размещения активов и обязательств также отличается в различных странах. Главное, чтобы соблюдалось равенство итогов разделов актива и пассива. В РФ этот итог называется валютой баланса, а уравнение равенства выглядит так:
Активы = Собственный капитал + Финансовые обязательства
Как говорилось, баланс в РФ – это двусторонняя таблица, которая включает в себя по четыре колонки.
Наименование строк – статей баланса, коды этих строк, данные на начало отчетного периода (всегда на начало года, поскольку отчетность составляется нарастающим итогом) и на конец отчетного периода.
Общепринятой основой для классификации балансовых статей являются сроки их погашения или возмещения, иначе говоря, оборачиваемость. В качестве меры в расчет принимается срок 1 год.
Актив баланса раскрывает предметный состав имущественной массы. Активы в балансе размещаются в порядке возрастания ликвидности сверху вниз. Включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств: внеоборотные и оборотные.
Раздел I Внеоборотные активы.
Стр. 1110 Нематериальные активы приводятся в балансе по остаточной стоимости. То есть остаток (сальдо) по 04 счету уменьшается на остаток по 05 счету (Порядок отражения на данных четах регулируется ПБУ 14/00, 17/02).
Стр 1150 (формируется согласно ПБУ 6/01) Основные средства
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.