Обзор журнала «Методология и история психологии» (Проблема истории в психологии. Проблема предмета психологии)

Страницы работы

Содержание работы

Обзор журнала «Методология и история психологии»

Журнал «Методология и история психологии» объединяет попытки решения методологической проблемы психологии. Нужно отметить, что методология психологии не является достаточно развитой областью, число чисто методологических работ невелико, имеющиеся представления не составляют собой системы. Если рассматривать уровни методологии, то можно выделить:

1.  уровень философской методологии;

2.  уровень общенаучных принципов и форм исследования;

3.  уровень конкретно-научной методологии;

4.  уровень методики и техники исследования.

Проблема заключается в том, что каждое психологическое исследование основывается на разных уровнях методологии, что предопределяет результат исследования. А если исследователи работают по одной теме или в одном предметном поле, а выводы получаются несовместимыми? Безусловно рождаются споры о неправильности работы того или иного исследователя, хотя надо бы анализировать не конечные результаты, а начальные основания. Вообщем, методологическая проблематика является определяющей для получения существенных результатов.

Также, в журнале освящается проблема истории в психологии.  Без сомнений можно сказать, что незнание прошлых исследований, открытий, теорий не только может привести к повторению старых ошибок, но и стоянию на месте, что губительно для развивающейся науки.

Известно, что для психологической науки проблема предмета психологии имеет решающее значение. По словам А.Н. Ждана, развитие взглядов на предмет психологии не прекращается и в наше время. Автор рассматривает процесс исследования предмета психологии, начиная с античности, когда предметом психологии считалась душа, потом сознание, поведение, и заканчивая временем, когда предметом психологии считается психика. Он приводит нас к выводу, что не может быть окончательного решения о предмете психологии, так как со временем происходит развитие науки: появляются новые методы, устанавливаются различные закономерности. Поэтому точное представление о предмете психологии будет итогом будущего развития. По мнению Б.А. Еремеева, предмет науки – это система знаний о действительности. Автор утверждает, что предметом психологической науки является открытая система знаний об объекте. Объект психологии как науки – это психика, или душа. Душа характеризуется как простая, аморфная и глобальная, а психика – как сложная, дифференцированная и интегрированная. Предмет психологии как науки – это система знаний о психике (душе).

Как вывод, можно отметить, что психика – это и идеальная принадлежность (атрибут) высокоорганизованного существа; и субъективное отражение действительности; и инструмент самосохранения и ориентации в среде.

Но А.Мироненко в статье «О концепции предмета психологической науки» объясняет, почему же душа не может стать решением самой актуальной проблемы:

1.  понятие «душа» не более определено, чем содержание понятия психики, т.к оба этих понятия сами требуют определения.

2.  Душа уже считалась предметом психологии;

(по ее мнению, ни одно из ранее существовавших представлений о предмете науки не позволяет интерпретировать и интегрировать достижения научной психологии.)

3.  Душа не является специальным научным психологическим термином, а употребляется, например, в религии. И введение этого понятия, во-первых, приведет к засорению науки ненаучными понятиями, а  во-вторых, оскорбит чувства верующих. Любые попытки утверждать что-либо о душе с позиции современной науки были бы справедливо с гневом отвергнуты религиозными мыслителями.

В.А. Мазилов, так же как и предыдущие авторы, считает проблему предмета психологии самой значимой и актуальной. В предыдущей статье «Основные понятия психологии» понятия душа и психика ровно, как и предмет и объект психологии, не дифференцировались. В.А. Мозилов констатирует необходимость различения объекта и предмета психологии. Также, автор выделили возможные подходы к анализу предмета психологии:

- теоретический анализ

- содержательный анализ

- анализ с точки зрения философии науки

- сравнительно-исторический подход к анализу предмета психологии.

В его статье он критикует другого автора, С.Д. Смирнова, который считает, что проблема предмета психологии неразрешима.

В.А. Мазилов отмечает, что предметов психологии может быть много, трактовки предмета различаются в зависимости от того, с какими целями выделяется предмет науки:

1.  предмет задается, чтобы конституировать психологи как науку;

2.  чтобы определить область исследований;

3.  дифференциация предмета с целью уточнения исследовательских позиций;

4.  предмет науки выступает как средство опредмечивания проблемы.

Также, принципиальная множественность подходов к анализу предмета психологии осложняет рассмотрение предмета психологии:

1.  теоретический анализ;

2.  содержательный анализ;

3.  анализ с точки зрения философии науки;

4.  сравнительно-исторический подход к анализу предмета психологии;

И.Н. Карицкий сделал вывод, что идеальным определением предмета психологии должно быть определение, характеризуемое как проблемное, логическое, теоретическое, аналитико- синтетическое, системное, эссенциалистское и результативное.

По моему мнению, статья В.В. Козлова «Интегративная психология – возврат к предмету психологии» совершенно иная, нежели выше упомянутые. Автор в принципе сомневается в надобности такого понятия как «предмет психологии». Между тем, главная его мысль сводится к тому, чтобы психологические концепции соотносились между собой, разрабатывались конкретные процедуры интеграции психологического знания (коммуникативная психология).

Журнал «Методология и история психологии» ориентирован на фундаментальные теоретико-методологические вопросы. Одним из них является определение предмета психологии. Данная проблема характеризуется противостоянием множества школ, направлений, новых методологических подходов к пониманию предмета психологии. Я согласна с мнением авторов, которые призывают не отстаивать мнение какой-либо психологической школы, а искать компромисс, отталкиваться от той базы, которую преподнесли такие великие ученые, как Вундт, Фрейд, Уотсон, Маслоу, Леонтьев, Выготский и другие. Также, нужно стремиться к расширению представлений о подходах и исследовательских методологиях, что является главной задачей интегративной психологии.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
0