№ 29. СМЫСЛОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗНАНИЯ АГАФОНОВА.
Базовые посылки:
1) Психика имеет смысловое содержание
2) Сознание организованно как множественный текст, состоящий из познавательных контуров
3) Функциональная цель сознания задана необходимостью понимания.
Опр 1. Смысл есть элементарная частица материи психической реальности.
Собственная реальность сознания дана субъекту с непосредственной очевидностью. М/б иллюзорное представление о действительности, но само переживание факта её восприятия не явл-ся иллюзор. Все психические явления чела – достоверная реальность для него. Психика существует объективно, а внешний мир воспринимается субъективно, но это ещё не значит, что ошибочно. Если психич мир сущ-ет, то он должен иметь свой собств, не сводимый к физич, субстрат, содержание. Согласно определению, содержанием психики (а не только сознания) является смысловой материал. Психика написана на языке смыслов.
Переживание чела не м/б продублировано как то же самое переживание, т. к. переживания всегда завияст от наличной ситуации. Однако чел часто переживает знакомые ему из опыта эмоции и чувства. Как возможно опознание актуального переживания, если оно есть только тогда, когда оно есть? Память хранит инфу о прошлом, кот уже нет. Т. о. если считать, что все психич содерж-е, накопленное субъектом до настоящего момента, хранится в пам, то это содержание н/о рассм как смысловой материал, из кот строится вся психич конструкция. Сличения со следами пам – установление семантического соответствия.
Традиционно смыслопорождение связывают с мыслительной деятельностью. Однако любые формы активности сознания правомерно трактовать как разновидности смыслогенеза. Продукты психич активности чела, становясь содержанием психич опыта, преобразованы в смысловой материал.
Следствие 1.1 Сознание имеет текстовое строение. Текст – это структурированное смысловое содержание. Совокупность смыслов, организованных в текст, можно считать синонимом сознания в его содержательном аспекте (онтологический план сознания). Текст не явл-ся застывшей неизменной стр-рой. Сохр-е его возможно только при его изм-и. Изм-е текста – изм-е хар-ра связей м/у организующими его смыслами.
Следствие 1.2 Познавательные контуры (формы позн активности) явл-ся частными случаями сознания.
Психич отображ-е мира м/б реализовано на разл ур-х, т. е. в разл позн контурах. М/о выделить сенсорно-перц контур, контур представления, мыслительный контур сознания, а также аффективный и рефлективный контуры.
Опр 2. Сознание – многофункциональный аппарат понимания.
Это гносеологический план созн-я. В онтологическом плане сознание – текст, а в гносеологическом – механизм понимания собственного текста. Сумма понимания отдельных смыслов не даёт понимания целого текста. Текст сознания образован из смыслов, в число кот не входит смысл самого текста, он формируется в рез работы сознания.
Понимание – не однородное явление, это многооперациональное когнитивное действие. Туда входят: 1) психофизиол восприятие физич знака (цвета, формы, слова); 2) узнавание его, понимание его значения в языке; 3) понимание его значения в данном контексте; 4) активно-диалогическое понимание (спор-согласие), оценочный момент.
Понимание как психич явление не м/б верным или неверным, как не м/б верной/неверной сама психика чела. Ограничение для понимания – временной фактор, т. к. текст изменяется. Изм-е в тексте – необх усл-е существования самого текста, если этого не происходит, чел нах-ся в бессознат сост-и.
Следствие 2.1 Сознание как аппарат понимания оперирует смыслами. Рез-т любого преобразования смыслов – смысл же. Сознание продуцирует смыслы актами их понимания. Аппарат сознания, конструирующий смысл, становится внешней реальностью по отношению к осознаваемому содержанию сознания.
Следствие 2.1 Понимание неизбежно. Понимание – ведущая функция психич орг-ции. Инструмент понимания – сознание. Есть сознание – значит, будет и понимание. Наоборот: где есть понимание, там есть и сознание. Понимание – самый родственный синоним сознания.
Следствие 2.3 Сознание всегда работает в актуальном режиме. Всё, что происходит, совершается «здесь и сейчас». Содержание созн-я – это всегда содержания созн-я в актуальный момент времени, независимо от того, осознается оно (явленное содержание созн-я) или нет (латентное содерж-е).
Следствие 2.4 Работа сознания осущ-ся посредством функциональных мех-змов. Осознаётся всегда только конечный рез-т ф-циональ мех-змов созн-я. Сама же деят-сть созн-я созн-ем не осознаётся. Эмпирич показ-ли деят-сти созн-я – вербальные и моторные р-ции, продукты деят-ти чела и психофизиол показатели.
Следствие 2.5 Работа сознания невозможна без памяти (сознание «установлено» на памяти). Тексты созн-я осмысляются только в контексте прошл опыта. Изучение роли памяти в проц понимания – решение проблемы влияния бессознательного на работу сознания в актуаль момент времени.
Опр 3. Бессознательное – это память в аспекте сохранения информации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.