С.Л. Рубинштейн «О мышлении и путях его исследования»
Характеристики мыслительных операций.
Основные положения, определяющие подход к проблеме мышления:
1. диалектико-материалистический принцип детерминизма;
2. процесс мышления как исходный предмет психологического исследования.
Процесс мышления и его результаты взаимосвязаны. Результаты мыслительной деятельности – понятия, знания – сами включаются в процесс мышления, обусловливают его дальнейший ход. Мышление совершается в понятиях.
Мышление является процессом, т.к. оно есть непрерывное взаимодействие человека с объектом.
Процесс мышления – это анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; это абстракция и обобщение, являющиеся производными от них.
Анализ и синтез – два аспекта единого мыслительного процесса.
Это положение связано и с гносеологической (марксисткой) и с физиологической (павловской) характеристикой мышления.
Анализ – это различение и дифференцировка раздражителей – это физиологическая категория; анализ отражаемых субъектом объектов (их свойств и отношений) это уже процесс, который всегда имеет психологическое содержание (процесс анализа становится анализом сигнальных раздражителей, т.е. анализом в качестве сигналов, а не раздражителей как таковых.) Психологический аспект анализа связан с логическим анализом, совершающимся в историческом развитии познания.
На разных ступенях познания анализ и синтез принимают различных формы.
Анализ имеет 2 формы:
1. анализ чувственных образов вещей;
Анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Движение анализа происходит в выделении и акцентировании новых моментов, в результате чего преобразуется структура подвергающегося анализу целого.
2. мыслительный анализ словесных «образов».
Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и подчеркивает, выделяет существенное.
Закон движения анализа:
Закон первоначальной иррадиации и последующей концентрации анализа.
(экстенсивный анализ становится более интенсивным)
Элементарная, несовершенная форма анализа, заключается в фильтровании и отсеивании неудачных решений.
Основная форма заключается в направленном анализе через синтез: анализ условий задачи совершается через синтетический акт их соотнесения с требованиями.
Каждая мыслительная операция может быть раскрыта как специфическая форма проявления анализа и синтеза, а анализ и синтез – в многообразных формах своего проявления.
При переходе анализа к отвлеченному мышлению появляется абстракция.
Абстракция – это специфическая форма анализа, приобретенная при переходе к абстрактному мышлению в понятиях. Аналитический хар-р научной абстракции заключается в том, что она выделяет существенное, отвлекая его от несущественного: она анализирует и членит то диффузное, ещё не проанализированное целое, в котором существенное и несущественное ещё не расчленены.
2 формы абстракции:
1. элементарная форма имеется в каждом акте чувственного познания и заклюяается в отвлечении от одних свойств чувственно воспринимаемого предмета и выделении других. В основе лежит торможение дифференцировки свойств, т.е. определенной формы анализа.
2. научная абстракция. Вторая форма, отправляясь от чувственного, выходит за его пределы. Такая абстракция не просто отбор свойств явления, но и их преобразование, отвлечение существенных и несущественных свойств. Научная абстракция объективно обусловлена.
Анализ взаимосвязан с синтезом: анализ объекта предполагает синтез, поскольку он осуществляется через соотношение его с другим объектом, с другой стороны, синтез предполагает анализ, поскольку он по-новому соотносит анализом элементы.
Синтез – всякое соотнесение, сопоставление, всякое установление связи между различными элементами.
Синтез: соотнесение при объяснении конкретных явлений нескольких закономерностей, полученных в результате аналитического расчленения перекрещивающихся закономерностей –> введение каждой из этих закономерностей в новые конкретные обстоятельства –> получение новых форм проявления для исходных категорий.
Единство синтеза и анализа на уровне эмпирического познания выступает в сравнении.
Сравнение: синтетический акт –> анализ сравниваемых явлений –> выделение общего и различного –> синтезирование и обобщение явлений.
Сравнение – это конкретная форма взаимодействия анализа и синтеза, посредством которой осуществляется эмпирическое обобщение и классификация явлений.
Обобщение выступает в 2 формах:
1. генерализация;
Генерализация – это осуществляющееся физиологически, посредством иррадиацтт возбуждения обобщение, которое совершается по сигнальному признаку, по нескольким признакам, по отношению между ними.
2. обобщение как условие и форма своего существования.
В пределах обобщения тоже различаются 2 формы:
1. элементарное эмпирическое обобщение
Обобщение: сравнение различных предметов или явлений –> отбрасывание признаков, отличающихся друг от друга –> выделение признаков, в которых они сходятся. (Локк)
o такое обобщение не гарантирует того, что общее, выделяемое таким образом, является вместе с тем и существенным для данных явлений, как это должно быть в научных обобщениях;
o элементарное эмпирическое обобщение является лишь отбором из числа непосредственно, чувственно данных свойств;
o общее остается в пределах эмпирических констатаций.
Элементарные формы обобщения совершаются независимо от теоретического анализа.
2. обобщение, до которого возвышается теоретическое мышление в результате вскрытия закономерных необходимых связей явления.
Обобщение первого рода достигается посредством соотнесения и сравнения двух случаев; обобщение более высокого порядка – посредством анализа, выделения существенных связей внутри единого целого, анализа существенных зависимостей внутри одной задачи.
Обобщение, полученное в результате анализа и абстракции, создает возможность теоретического познания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.