Макаренко Анна ФП 1911 группа
Рубинштейн А.Г. «О мышлении и путях его исследования».
Два основных положения, определяющие подход к проблеме мышления, - диалектико – материалистический принцип детерминизма и положение о процессе мышления как исходном предмете психологического исследования.
Результаты мыслительной деятельности – понятия, знания - сами включаются в процесс мышления, обогащают его и обусловливают его дальнейший ход. То есть процесс мышления есть одновременно и движение знания в нём. Самый ход процесса раскрывается в исследовании через соотношение тех продуктов, которые он дает на разных своих этапах.
Мышление процесс, потому что оно есть непрерывное взаимодействие человека с объектом.
Процесс мышления – это анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и обобщение. Закономерности этих процессов в их взаимоотношениях суть основные внутренние закономерности мышления.
Анализ совершатся через синтез. Анализом затрагивает не только части, элементы целого, но и их связи и отношения, поэтому результат анализа преобразование целого. Как раз это преобразование и есть синтез. Синтез и анализ осуществляются через друг друга.
Задача анализа и синтеза и мышления, в общем, заключается в том, чтобы расчленить разнородные взаимодействия, выделить существенные для каждого из них моменты, затем посредством абстракции, мысленно восстановить картину действительности в её конкретности.
Существуют два аспекта психического процесса – физиологический и психологический. Анализ – различение и дифференцировка раздражителей – это физиологическая категория. Психологическое содержание анализа приобретает, когда с возникновение ощущения в ходе рефлекторной деятельности мозга раздражители выступают для человека в качестве отражаемых им объектов познания и действия.
Различаются две формы анализа – анализ чувственных образов вещей и мыслительный анализ словесных «образов». Движение анализа имеет некоторые правила, например, закон первоначальной иррадиации и последующей концентрации анализа. Объясняется это тем, что постепенно во время анализа несущественные аспекты проблемы отпадают и анализ сосредотачивается на узкой сфере.
Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет, выделяет существенное. Когда анализ расчленяет в чувственном восприятии суммарный эффект различных взаимодействий, вычленяет явление в чистом виде, то можно говорить о переходе в абстракцию
Абстракция - это форма анализа, при которой выделяется существенное, отвлекая его от несущественного, анализируется нерасчлененное диффузное.
Своеобразной формой анализа является анализ – выявление в воспринимаемом объекте все новых свойств включения его в новые связи.
Синтезом является соотнесение, установление связи между разными элементами. В чувственном познании синтез выступает в виде изменения чувственных элементов.
Сравнение – анализ, который осуществляется посредством синтеза и ведет к обобщению, к новому синтезу. Сравнение – та форма связи синтеза и анализа, посредством которой осуществляется обобщение и классификация явлений. Анализ и синтез – две стороны единого процесса.
Абстракция выступает в двух различных формах. Первая заключается в отвлечении от одних свойств чувственно воспринимаемого предмета и выделении других (некоторые свойства сильные раздражители). Вторая особенность заключается в том, что она выходит за пределы чувственного. Абстракция имеет позитивный и негативный аспекты: абстрагировать - это что-то от чего-то другого отвлечь; и отвлечься от одних сторон явления и извлечь другие. Научная абстракция это отвлечение от несущественного, маскирующего собственную природу изучаемого явления.
Обобщение выступает в виде генерализации и собственно обобщения, понятийного. Генерализация (первосигнальная) – осуществляющееся физиологически, посредством иррадиации возбуждения обобщение. Отличительная особенность генерализации к обобщению выступает в детских обобщениях, выражающихся в переносе слова на разные предметы. Основой теории обобщения составляет положение: то, что нечто является существенным не потому, что оно оказывалось общим для ряда явлений, а оно потому оказывается общим для ряда явлений, что оно существенно для них. Основным признаком ума является умение выделить существенное.
Таким образом, мышление по своему составу выступает как анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Мыслительный процесс делится на звенья. При решении задачи анализ расчленяет данное и искомое, выделяет условия. Каждое звено – единый акт, который происходит из-за объективно обусловленного результативного выражения мыслительного процесса. По мере того, как в процессе мышления складываются операции, формируется интеллект. «Пробы» решения – это формы анализа проблемной ситуации.
При предельной абстракции от особенностей предметного содержания операции выступают в их логической структуре. Мыслительные операции возникают как результат процесса мышления, открывающего соответствующее правило, и уже затем включаются в него.
В развитии мышления индивида сказывается специфическая для человека общественно – историческая детерминированность его мышления. Интериоризация есть следствие, а не «механизм» умственного развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.