1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
Такого многообразия подходов к изучению человека, которое существует сейчас, ещё никогда не знала история науки. Современное научное знание всё более полно охватывает многообразные связи человека с миром:
w природа (абиотические и биотические факторы) ↔ человек
w общество и его историческое развитие ↔ человек
w человек ↔ техника
w человек ↔ культура
w человек и общество ↔ Вселенная
В системе тех или иных научных дисциплин человек изучается как:
1. продукт биологической эволюции – вид Homo Sapiens,
2. субъект и объект исторического процесса,
3. естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определённым диапазоном изменчивости,
4. основная производительная сила общества,
5. субъект труда, субъект познания, коммуникации и управления, как предмет воспитания и т.д.
Уже из этого достаточно краткого перечисления можно видеть, что в настоящее время складывается (и даже сложилась) сложно разветвлённая система теоретического и практического человекознания, значение которого для человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе.
Для современной науки, связанной именно с проблемой человека, характеры три важные особенности:
1. превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, включая точные и технические науки;
2. всё возрастающая дифференциация научного изучения человека, углублённая специализация отдельных дисциплин и их дробление на ряд всё более частных учений;
3. тенденция к интеграции различных наук и методов исследования человека в различные комплексные системы, тенденция к построению синтетических характеристик человеческого развития (например, психонейроэндокриноиммунология).
Всё это ведёт к изменению самой структуры научного знания, одной из важнейших характеристик которого в настоящее время является смежность. Она представляет собой своего рода преобразование прикладных функций одной науки по отношению к другой. Так было, например, с биофизикой и биохимией, которые начали своё существование с приложения физических и химических методов к изучению живой природы, а затем стали самостоятельными важными отраслями.
Внедрение физики и химии в познание человека и математизация антропологии повлекли за собой участие фундаментальных областей естествознания в исследованиях различных параметров человеческого развития – своеобразную антропологизацию точных и технических наук. Этот процесс идёт, в основном, в двух направлениях: одно связано с техникой связи (приём и передача по каналам связи человеческой речи поставили фундаментальные проблемы в теории коммуникации), другое – с автоматическим регулированием машин и механизмов.
Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки, как уже было сказано, привело к возникновению новых научных дисциплин. Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, Б.Г. Ананьев («О проблемах современного человекознания») отмечает следующие:
1. эргономику (специальная наука о трудовой деятельности человека);
2. семиотику (эта наука о знаковых системах имеет важное значение для понимания механизмов культурного развития человека);
3. аксиологию (наука о ценностях жизни и культуры);
4. эвристику (общая теория мыслительных поисков и творческого мышления, возникшая на базе психологии, логики, теории познания, нейрофизиологии и биофизики);
5. психолингвистику (объединяет психологию речи и общения с общей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.