Проблема возникновения психики. Стадии развития психики

Страницы работы

Содержание работы

№ 9. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКОНОВЕНИЯ ПСИХИКИ. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.

Одна из фундаментальных проблем психологии – необходимость возникновения психики. Пытаясь решить эту проблему мы встаём на путь гипотез.

С т. зр. Леонтьева психика возникает на определённом этапе развития живых орг-мов.

Живое вещество обладает свойством раздражимости – это ещё не означает наличия психики. Критерий наличия психики чувствительность – способность живых орг-мов отвечать не только на жизненно-важные (биотические) раздражители, но и на нейтральные, имеющие сигнальное значение. Ф-ция чувствительности – отражение св-в объективной среды в их связях и отношениях.

Превращение среды из гомогенной в гетерогенную (возможно, выход из воды) => усложнение среды => необходимость реагировать на нейтральные (абиотические) раздражители, кот связаны с жизненно-важными, н-р, паук реагирует на дрожание паутины (с т. зр. Леонтьева, это проявление элементарной психики). 

Важный аспект взаимодействие: если нет взаимодействия со средой, притока инф-ции, то мы не можем говорить о психике. Мы говорим о психике на уровне животных, а не на уровне растений, п. ч. животные способны к самопроизвольной поисковой активности.

Психика выполняет сигнальную функцию, или ф-цию ориентировки (отражение + регулирование). Для того, чтобы выходить на жизненно-важные раздражители, необходимо отразить абиотические факторы и связать их с биотическими. Суть отражения – улавливание связи между абиотическим и биотическим.

Этапы развития психики

1.  Стадия сенсорной психики: отражение отдельных признаков среды и реакция на отдельные признаки.

2.  Стадия перцептивной психики: отражение целостных образов. Можно говорить о перц психике, когда появл-ся кора ГМ. Кора ГМ позволяет отражать комплекс сигналов, выделять существенные, тормозить несущественные, отражать целые предметы и ситуации. Индивидуально-изменчивое поведение (животное программирует пов-е не так, как на стадии инстинктов, а соотв анализу сит-и, навык, опыт, привычка).

3.   Стадия развития интеллекта.

Особенности интеллектуальной деятельности животных: 1) как бы внезапное нахождение операций, кот приводят к успеху (инсайт); 2) приобретение опыта, запоминание; 3) перенесение опыта на др сит-и, запоминание мех-зма действия; 4) способность решать 2-хфазные задачи.

Итак, пpи пеpеходе от пеpцептивной психики к интеллектyальным фоpмам поведения были замечены следyющие качественные пеpстpойки:

1) коpа головного мозга становится много больше

2) появляется способность pешать двyхфазные задачи

3) скоpость пpиобpетения навыка - повтоpение пpактически без закpепления

4) yстойчивость гештальта - однажды найденное pешение пеpеносится из ситyации в ситyацию пpи сходных yсловиях (достал палкой, достанет и тапком)

5) отpажаются yже не только пpедметы, но и связи междy ними, ситyационное мышление

6) тем не менее это самое мышление видоспецифично, т.е. наивная механика выстyпает пpоизводной тех вещей, котоpые животинка твоpила в пpиpоде

7) нахождение обходных пyтей

8) способность к "инсайтy"

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
30 Kb
Скачали:
0