Место психологии в системе наук о человеке
Современная пси находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, естественными и социальными. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается ч-к, изучением которого занимаются и вышеназванные науки, но в др. аспектах. Также это связано с широким спектром вопросов, которыми занимается пси и методов, которые при этом используются. Согласно классификации наук академика Кедрова пси занимает центральное место не только как продукт всех др. наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития (естественные, гуманитарные и технические). Пси интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Пси следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности ч-ка, а также практическое применение приобретенных знаний.
2Отрасли психологии
Современная пси представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Зоопси изучает психику животных. Детская пси изучает развитие сознания, психических процессов деятельности, условия ускорения развития. Соц пси изучает социально-психологические проявления личности ч-ка, его взаимоотношения с людьми. Педагогическая пси изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей пси (инженерная, авиационная), изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: пси труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности ч-ка, закономерности развития трудовых навыков. Патопси изучает отклонения в развитии психики. Юридическая пси изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная пси изучает поведение ч-ка в условиях боевых действий. Таким образом, для современной пси характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвлённость на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Происходит стыковка пси со всеми науками.
Предмет пси
Представления о предмете пси весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства) как на предмет своего изучения. В др. случаях говорится о человеке, о личности как о предмете пси. Но не те, не другие явно не удовлетворительны, тк вышеназванное изучается не только психологами, но и др. науками. Анализируя развитие взглядов на предмет пси, можно сделать следующие выводы. 1. В каждом из возникающих направлений подчёркивается какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления пси внесли свой вклад в формирование её предмета. 2. В итоге можно сказать, что предметом пси являются психические процессы, свойства, состояния ч-ка и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирование, развитие и связи с поведением и деятельностью.
Основные положения теории деятельности
1. Предметом пси в рамках т. деятельности является деятельность. Деятельность понимается как система взаимодействий с миром.
2. Взаимоотношение между внешней и внутренней деятельностью фиксирует различие и общность между ними.
3. Взаимно превращающиеся единицы – деятельность, действие, операция; соотносимые – мотив, цель, задача.
4. Главные процессы деятельности – интериоризация (субъективный образ действительности), экстериоризация (разворачивание внутренней формы действительности, опредмечивание).
5. Хар-ер деятельности – предметность. Деятельность определяется предметом, опосредствуется и реализуется его образом как своим субъективным продуктом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.