44. Речь и речевая деятельность. Механизмы порождения и понимания речи
Фердинанд де Соссюр (основатель лингвистики). Главное свойство языка – условность, произвольность знака. Знак заменяет предмет по своей чувственной форме, можно оперировать объектом без практического действия с ним. Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь – процесс использования языка. Их отличия:
1) язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Речь – это язык в действии.
2) язык – система общественных значений, речь позволяет выражать индивидуальный смысл.
3) речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи.
Речь – форма общения, опосредствованная языком.
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т.е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.
С. Л. Рубинштейн: Речь выходит за пределы соотношения с мышлением, речь коррелирует с сознанием в целом. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Индивидуальное сознание каждого человека посредством языка обогащается результатами общественного опыта. «Речь, язык – обозначающее отражение бытия». Речь, слово специфическое единство чувственного и смыслового содержания. Значение слова – обобщённое отражение предметного содержания, определяется через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Чувственный носитель значения в слове выполняет по отношению к значению функцию знака, т.о. слово является единством значения и знака. Значение и предметная соотнесённость слова звенья в едином процессе (предметная соотнесённость слова осуществляется через его значение, а указание на предметную отнесённость как начальная ступень раскрытия значения слова).
Функции речи:
1. Сигнификативная (отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим)
2. Коммуникативная – внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
3. Экспрессивная - ею обязательно обладает аффективная речь.
4. Индикативная (указание на объект).
5. Номинативная (называние).
6. Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания).
7. Планирование.
8. Регуляция действий.
Традиционно (3) - (6) – функции внешней речи, (7), (8) – функции внутренней речи, хотя это деление довольно условно, т.к. внешняя речь, например, может осуществлять регуляцию действий на ранних этапах развития.
Виды речи:
1. внутренняя – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Особенности внутренней речи по сравнению с внешней: предикативность (опускание подлежащего), сокращенность, фрагментарность, преобладание смысла над значением, тенденция к слипанию слов. Неясным является вопрос о том, как осуществляется планирование внутренней речи. В том, что такое планирование имеет место, нет оснований сомневаться; ведь внутренняя речь не что иное, как речевое высказывание, хотя и сильно редуцированное и имеющее специфическую структуру. Но, насколько нам известно, в научной литературе отсутствуют какие-либо указания на этот счет; по всей -видимости, внутренняя речь
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.