Мини-тест "Насколько работоспособна ваша нервная система". Тест "Я и моя профессия", страница 6

2)  пойду, я не могу отказать себе в удовольствии позлить его (ее);

244

Энди Хаит

3) пойду, ведь эта была моя идея, меня увлекают танцы; думаю, что смогу «зажечь» и своего партнера.

Людям любопытство свойственно от природы, только одни в своих интересах пассивны (вы принадлежите к их числу, если выбрали ответ под номерами 1 и 2), а другие активны, способны заразить своей одержимостью любого (вы из их числа, если выбрали вариант ответа номер 3).

Доводилось ли вам когда-нибудь наблюдать за поведением маленького ребенка? Он изучает мир вокруг неустанно, не останавливаясь ни на секунду, интересуется (трогает, пробует на вкус, разглядывает) тем, что окружает его, и таким образом развивается, совершенствуется как личность. Почти всеми его действиями (за исключением тех, что обусловлены безусловными рефлексами) движет живой, активный интерес, любопытство, жажда знания.

Так устроена наша жизнь: любопытство толкает нас на поиски нового; чем больше нового мы узнаем, тем умнее становимся, а чем умнее человек, тем больше он недоволен собой, больше видит возможностей совершенствования, острее переживает необходимость получения новых знаний о мире. Интерес, природная любознательность есть причина и источник наших знаний о мире

Можно только позавидовать тем людям, которые на протяжении всей своей жизни поддерживают в себе этот интерес. Они живут полной жизнью, им некогда скучать, они умны, активны и талантливы, привлекают к себе, притягивают, словно магнит, тех, кто разделяет их интерес к той или иной проблеме, деятельности.

Как правило, люди интересующиеся достигают всего, о чем мечтают, чего желают. Почему? Дело в том, что они не привыкли сидеть на месте,

ЧИТАЙ СЕБЯ КАК КНИГУ

245

находиться в состоянии покоя (физического или душевного), их жизненные силы увеличиваются, когда они отправляются на поиски вопроса на очередной ответ, приступают к изучению новой специальности, приобретают новые знания, навыки. Эти люди умеют ставить перед собой цель и достигают ее, чего бы им это ни стоило.

Бывает и так: увлекшись некой деятельностью, человек достигает определенного «потолка» и далее просто топчется на месте. Так случилось с Крисом, которого с детства привлекали самолеты. Он занимался авиамоделизмом с самозабвением, так что порой это увлечение мешало учебе, изучил все, что касается этого предмета. И вот он знает об авиамоделях все, что можно знать, и начинает скучать, теряет инт'е-рес ко всему, что связано с авиацией и конструированием. В результате масса времени оказывается потраченной впустую, а сам Крис ощущает вокруг пустоту. Учеба в школе для него была обязанностью, которую необходимо выполнить, чтобы освободить время для любимого дела, а теперь и вовсе превратилась в рутину, в пытку.

Ко мне на консультацию Криса привела мать, обеспокоенная абсолютным равнодушием сына

246

Энди Хаит к чему бы то ни было. Привыкшая видеть своего мальчика деятельным, вечно куда-то опаздывающим (на очередное собрание клуба, на соревнования по авиамоделизму), она не могла понять причины случившегося, предполагала худшее (пристрастие к наркотикам). Результатом нашей с Крисом беседы стало решение отдохнуть (в школе начинались каникулы), использовать любую возможность для расслабления и познания себя. Крис отправился в путешествие по Европе со старшим братом, он просто наблюдал за тем, что его окружает, и внимательно прислушивался к себе, делал записи в дневнике (типа «нравится»— «не нравится», «хорошо» — «плохо», «хочу» — «не хочу»).

Наше с Крисом общение продолжается; думаю, что его увлечение авиаконструированием не удастся реанимировать. Но привлечь его внимание к миру вокруг, разбудить интерес к жизни вообще, к знакомству с новыми видами деятельности, новыми профессиями нам уже удалось. Крис успешно сдал экзамены в выпускном классе и уже выбрал новую сферу приложения своих интересов.