Психолого-педагогическая характеристика ученика 6 класса из неполной семьи (на примере ученика 6 «А» класса СШ № 49 г. Гомеля), страница 2

3. Самооценка и уровень притязаний учащегося.

Учитывая полученные результаты по методикам, анализ классного руководителя ученика со стороны, а также личную беседу с самим учеником можно сделать следующие выводы. Павел обладает в принципе достаточным уровнем личностной зрелости для своего возраста: в процессе беседы мальчик был открытым, но в тоже время испытывал некоторое стеснение при проговаривании каких-то индивидуальных внутренних аспектов своего внутреннего мира. Можно сказать, что данный ученик обладает адекватной высокой самооценкой, т.к. соответствие между Я-идеальным и Я-реальным у него в целом совпадает. Также это можно наблюдать из результатов теста на уровень самооценки, в итоге которой у мальчика прослеживается реалистическая оценка своих сил, возможностей, внешности. Тоже самое мы можем наблюдать и в «Методике полярных профилей», т.к. социограмма Павла практически совпадает с социограммой классного руководителя. При оценке уровней притязаний можно сказать, что у Павла достаточный уровень требовательности к себе, конкретная прорисовка целей и перспектив. Причем нет завышенности этих притязаний: они адекватно соотносятся с его самооценкой и уровнем его возможностей. Самооценка и уровень притязаний влияют на различные стороны деятельности данного учащегося, побуждают его самовоспитанию и саморазвитию.

4. Содержание и характер деятельности учащегося.

Учебно-познавательная деятельность. В предшествующих классах успеваемость Павла была не очень высокая. Благодаря родительскому контролю, в частности контролю матери, мальчику пришлось приложить волевые усилия для ее повышения. Стимулом также являлась похвала матери за каждое достижение. Постепенно внешний контроль перешел во внутренний самоконтроль; теперь Павел замотивирован в учебной деятельности, т.к. это способствует его личностному росту. На уроках можно прослеживать проявления направленности личности данного ученика, самооценку и притязание в характере учебно-познавательной деятельности. Можно отметить хорошее интеллектуальное развитие ученика, прекрасную культуру речи, начитанность, проявление способностей и творческих задатков.

Обладает достаточным уровнем умений и навыков. Обладает прилежанием, проявляет волевые усилия, хорошо развито произвольное внимание, достаточный уровень мышления, хорошее воображение, память. Было обращено внимание на прекрасную способность к аналитико-синтеттической деятельности.

Регулярно и самостоятельно выполняет домашние задания. Как правило затрачивает на них три часа.

Другие виды деятельности. Участвует в общественно-полезной работе. Наибольший интерес предъявляет по отношению худужественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности.

5. Общение и особенности межличностных отношений учащегося в классе.

В целом у Павла хорошее межличностное отношение с учащимися. Учитывает мнение класса, но имеет свое мнение по поводу различных сфер. Обладает популярностью в классе, можно предположить, что он может быть лидером, в силу обладания соответствующими чертами и личностными качествами для этого статуса. Но четкой такой тенденции не прослеживается. Возможно это из-за наличия флегматичных черт в его характере. Павел проявляет активность именно в силу необходимости (ситуативный лидер), но обладает высоким уровнем ответственности. Спокоен и исполнителен.

Поддерживает контакты и общение с одноклассниками на высоком уровне, но не любит пустой, бесполезной болтовни.

Хорошие доверительно-дружелюбные отношения с классным руководителем и педагогами.

6. Основные выводы и предложения, направленные на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательной работы с учащимся.

Таким образом можно сделать вывод, что Павел активный, добрый, спокойный, дисциплинированный ученик, обладающий высокой адекватной самооценкой и приемлемым для него уровнем притязаний. Поддерживает оптимальные контакты с классом и учителями. Обладает хорошим уровнем личностного развития и имеет перспективы для дальнейшего внутреннего роста.

Рекомендации: следует направлять активность Павла в продуктивное русло. И дальше привлекать его к творческой общественной деятельности школы. Нужно также уделять внимание его учебной деятельности: и дальше стимулировать его активность и замотивированность в учебном процессе. Нужно также отметить, что Павел, не смотря на свою творческость придерживается все же стандартных правильных ответов на уроках, в то время как обладает огромным потенциалом в области этой сферы. Поэтому рекомендацией в данном случае может служить развитие у Павла творческих подходов к решению различных типов задач, поиска оригинальных решений и нестандартных подходов к учебным ситуациям. В завершение можно отметить, что Павлу не помешают какие-то стимулы и для его внутреннего личностного роста.