План-конспект зачетного внеклассного мероприятия на тему: «Боль Чернобыля» (лекция)

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

План-конспект

зачетного внеклассного мероприятия

на тему “Боль Чернобыля”

проведенного студенткой 5 курса

геолого-географического факультета

специальность “Геоэкология”

ГГУ им. Ф.Скорины

Группы ЭК – 51

Дорошковой Ольгой Олеговной

в 10 «Э» классе СОШ № 59 г. Гомеля

( 10.09.2007 – 20.10.2007)

Гомель 2007


Вид воспитательной работы:интеллектуально-познавательный.

Форма воспитательной работы:лекция.

Тема: «Боль Чернобыля»

Цели:

                      Обучающая: систематизируют знания о сущности понятий “ радиация”, “реактор”, “саркофаг”, “радионуклиды”, и закрепить умения определения опасных зон для организма человека;

Развивающая: учащиеся осознают опасность экологических масштабов чернобыльской катастрофы

Воспитательная: проанализируют собственное отношения  к природе, культуру питания и меры безопасности проживания в чернобыльской зоне.

Оборудование: схемы строения реактора, схема поступления радионуклидов в организм человека, аудиозапись из рубки пульта управления Чернобыльской АЭС.

План мероприятия:

1) экскурс в историю, катастрофа на Чернобыльской АЭС     (запись на кассете).

2) пути поступления радионуклидов к человеку, накопление в различных продуктах питания.

3) меры защиты от радионуклидов ( с/х, бытовые, при покупке товара)

4) вопросы

Использованная литература:

1. Журнал "Наука и жизнь" №12-1989, №11-1980.

2.А.Г.Аленицин, Е.И.Бутиков, А.С.Кондратьев. Краткий физико - математический справочник. Наука. Москва. 1990г.

3.Доклад экспертной группы МАГАТЭ "О причинах аварии ядерного реактора РБМК-1000 на электростанции "Чернобыль" 26 апреля 1986г.". Уралюриздат. Екатеринбург. 1996г.

4.С.Е.Павлов «Экология. Будет ли страшный суд?»-- Мн.: Ураджай,1999г.
Ход мероприятия:

Вводное слово:

26 апреля 1986г взорвался 4-й блок Чернобыльской АЭС. Спустя 19 лет эта катастрофа не дает о себе забыть.

Радиоактивные вещества проникают в организм через легкие с вдыхаемым воздухом, через желудочно-кишечный тракт с заряженной водой и пищей, через раны и царапины на коже и даже через не поврежденную кожу. Радиоизотопы распределяются в организме неодинаково. Стронций, барий, радий накапливаются в скелете; лантаноиды, плутоний- в печени, селезенке, костном мозге; цезий, рубидий - в мышцах; рутений - в почках; радиоизотопы йода - в щитовидной железе. Попадая в организм, радионуклиды задерживаются там от нескольких дней до десятков лет.

Прослушивание аудиозаписи.


По ходу прослушивания я делаю на доске схемы строения реактора и поясняю:

Принцип работы реактора состоит в следующем:

Вода под давлением  70 атмосфер  главными циркуляционными насосами ГЦН (3) подается  по трубопроводам (2)  в нижнюю часть реактора(1), откуда по каналам продавливается в верхнюю часть реактора, омывая сборки с ТВЭЛами.  В ТВЭЛах под воздействием нейтронов идет цепная ядерная реакция с выделением большого количества тепла. Вода нагревается до температуры 248 градусов и вскипает. Смесь, состоящая из 14% пара и 86% воды поступает по трубопроводам (3) в барабаны сепараторы (2), где происходит отделение пара от воды. Пар по трубопроводу (4) подается в турбину.

(ТВЭЛы- это тепловыделяющие элементы)

после прослушивания я рассказываю про строительство саркофага:

Около 600 тыс человек принимали участие в очистке территории вокруг реактора, сооружении саркофага, дезактивации, уничтожении и захоронении загрязненных зданий, лесов и оборудования. Они получили огромные дозы облучения, большинство их погибло от лучевых болезней, оставшиеся в живых страдают страшными заболеваниями.

Пути поступления радионуклидов в организм человека.

Я рисую на доске схему поступления радионуклидов в организм человека:

растения

 

животные

 

Внешняя среда

 

животные

 

растения

 

почва

 

вода

 

Внутренняя среда

 

воздух

 

       человек

 
Атмосфера                                                  Гидрсфера

Похожие материалы

Информация о работе