Вопросы № 1-68 к экзамену по дисциплине "Педагогика" (Социально-исторические предпосылки возникновения воспитания, его роль и значение в жизни человека и общества. Понятие о системе образования, пути и тенденции ее совершенствования)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Вопросы к экзамену по педагогике

1.  Социально-исторические предпосылки возникновения воспитания, его роль и значение в жизни человека и общества. Происхождение термина педагогика и смысл выражения «педагогика как наука и искусство».

2.  Педагогические идеи философов греко-римского периода (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Квинтилиан) и мыслителей эпохи Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтьен, Т. Мор, Т. Кампанелла).

3.  Выделение педагогики в особую область научного знания и разработка ее научных основ в трудах педагогов Западной Европы (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг).

4.  Развитие образования в России и Беларуси. Педагогические труды и важнейшие идеи российских педагогов 19в. (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев).

5.  Характеристика педагогических трудов белорусских просветителей (К. Туровский, Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, А.Е. Богданович, А. Пашкевич, Я. Колас). Особенности научной и народной педагогики.

6.  Развитие педагогических идей в трудах видных педагогов советского периода (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский).

7.  Объект и предмет научной педагогики, и основные проблемы ее исследования. Система педагогических дисциплин и их связь с другими науками.

8.  Понятие о методологии и методах педагогических исследований.

9.  Проблема целей воспитания. Историческое развитие идеи о всестороннем и гармоническом развитии личности как основной цели (идеале) воспитания.

10.  Составные компоненты и пути всестороннего развития личности в современной системе школьного и общественного воспитания.

11.  Личность как предмет воспитания. Педагогическая характеристика понятий человек, личность, индивидуальность, развитие и формирование личности.

12.  Научная разработка проблемы важнейших факторов, внешних и внутренних стимулов развития и саморазвития личности. Понятие о персонификации воспитания.

13.  Целенаправленное овладение социальным опытом как основная функция воспитания и его педагогическая сущность. Структура и особенности усвоения общественного опыта.

14.  Понятие о воспитании в широком и узком смысле слова. Воспитание и обучение как самостоятельные категории и целостный педагогический процесс. Общие научные закономерности и принципы воспитания.

15.  Включение учащихся в деятельность и ее активизация как важнейшие закономерности воспитания. Деятельностно-отношенческая концепция воспитания учащихся.

16.  Постановка целей и реализация перспектив успешного личностного роста учащихся, опора на их положительные стороны как общие закономерности воспитания, их психолого-педагогические основы.

17.  Возрастная периодизация детей и учащейся молодежи. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся как важнейшая закономерность процесса воспитания.

18.  Характеристика понятий: общие закономерности и принципы воспитания. Закономерный характер воспитания учащихся в коллективе и через коллектив.

19.  Единство воспитательных усилий школьных учителей, родителей и общественных структур как закономерность целостного педагогического процесса. Роль современных детских объединений в системе школьного и общественного воспитания.

20.  Понятие о дидактике, проблемах ее исследования и взаимосвязи с частными методиками.

21.  Виднейшие дидакты исторического прошлого и современного этапа развития педагогики. Роль учителей-новаторов 70-80-х гг. 20ст. в развитии дидактики и технологий обучения.

22.  Характеристика понятий содержание образования и образование. Исторический анализ теорий содержания образования, их положительные стороны и недостатки.

23.  Разработка в педагогике научных требований к содержанию образования и тенденции его совершенствования.

24.  Государственный образовательный стандарт и документы, определяющие содержание школьного образования. Внутренняя структура процесса обучения.

25.  Сущность обучения как педагогического процесса, его важнейшие задачи и функции. Понятия знание, умение, навык, способности.

26.  Определение целевого и содержательного компонентов процесса обучения. Понятие о движущих силах учения и формировании у учащихся познавательной потребности в овладении знаниями.

27.  Система учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Экзаменационные вопросы и билеты
Размер файла:
45 Kb
Скачали:
0