Психолого-педагогическая характеристика ученика 5 класса из неполной семьи (на примере ученика 5 «Б» класса СШ № 30 г. Гомеля), страница 2

        Мальчик  проявляет избирательный характер, как в учёбе, так и во всём, чем бы он ни занимался. Делает только то, что ему нравится или же интересно. Заставить его заняться учёбой очень трудно.
        Из всех школьных предметов ему нравится физическая культура, поэтому наиболее высокий балл Сергей имеет именно по этому предмету.
        Наблюдение показало, что Сергей не из тех людей, которые готовы прийти на помощь в любую минуту.  В коллективе одноклассников уважением не пользуется. Иногда неадекватно реагирует на замечания и агрессивно себя ведёт. Часто спорит и конфликтует с учащимися из-за всяких мелочей. Сергей любит похвастаться перед  одноклассниками своими вещами. У него нет с ними постоянных дружеских связей.  Чаще всего общается с Поликарповым Глебом, с которым у него есть общие интересы. К девочкам относиться без уважения: обзывается, может ударить.
        Эмоциональная неустойчивость у Сергея высокая (тест «Опросник Айзенка»). Характеризуется чрезвычайной нервностью, раздражительностью, неустойчивостью и быстрой сменой настроений, чувством виновности, тревожностью, озабоченностью, чистолюбивостью, заносчивостью, злопамятством, рассеянностью внимания, неустойчивостью в стрессовых ситуациях. 
        Сергей сам признался, что переживает, когда его критикуют, поэтому он болезненно воспринимает критику и способен на необдуманные поступки. Склонен к конфликтности, не уступает, даже, если не прав. Ценит только информированность. Эмоционально ограниченный тип, подвержен психологическим травмам.
        По типу темперамента Сергей – меланхолик. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления  характера, определяя особенности их возникновения и протекания.
        Как было установлено с помощью теста Филлипса, общий уровень тревожности у Сергея очень высокий (75%). Общая тревожность в школе, связанная с различными формами его включения в жизнь школы, высокая (81%). Переживание социального стресса (72%). Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (80%)   говорит о том, что у Сергея высокая вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.  
        Заметим, что хотя Сергей внешне не проявляет  внешнего  беспокойства, но на самом деле он глубоко переживает все конфликты  с учителями и одноклассниками. Сергей старается путём  конфликта и неадекватного поведения противостоять окружающему его миру.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Педагогические выводы и пожелания.
 
        Таким образом, можно сделать вывод: Сергей как учащийся характеризуется такими качествами как:
1) раздражительность, заносчивость, замкнутость, пассивность, отсутствие чувства долга, конфликтность, неуравновешенность, невнимательность; 
2) неумение спокойно реагировать на критику, отсутствие уверенности в себе;
        Для успешной дальнейшей деятельности можно порекомендовать найти методы и приёмы для коррекции недостатков и развития положительных сторон его личности. Для формирования объективной самооценки необходимо своевременно отмечать его как положительные, так и отрицательные качества, но делать это с особой осторожностью и доброжелательностью. Также хотелось бы посоветовать исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки. При возникновении конфликтных ситуаций  постараться его не поддерживать.    
        Проблема Сергея – это неустойчивое внимание на уроках. Зачастую он занят не тем, чем нужно. Чтобы устранить это, нужно, я считаю применять индивидуальный подход в его обучении. Нужно так же повысить у него уровень мотивации. И это, по-моему, очень насущная проблема. Поэтому с целью развития познавательных мотивов учебной деятельности на уроках учителям нужно создавать эмоционально благоприятную обстановку, поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей, поощрять социальную активность.
        Необходимо обратить больше внимание на развитие его памяти, внимания, мышления, творческих способностей, наверное, в первую очередь.  При правильном воспитании, у Сергея можно легко развить широкий кругозор, а при отсутствии серьезных целей выработать непостоянство. 
        Поэтому хотелось бы посоветовать учителям применять, прежде всего, индивидуальный подход, насколько это возможно. При этом необходимо опираться на его интересы. Поручение ему различных заданий пойдет на пользу обоим сторонам.
        При условии оказания помощи педагогов учащащийся Сергей мог бы достичь определённых успехов в процессе самовоспитания, а, также принимая во внимания его хорошие способности по изобразительному искусству, а также личное стремления и интерес,  можно с уверенностью сказать, что у мальчика есть  шансы достичь успехов в этой области.