Дата: 17.11.08 «10А» класс
Тема урока: География транспорта.
Цели урока: 1. Образовательные: выявить преимущества и недостатки отдельных видов транспорта
2. Развивающие: выработать умение определять участие отдельных видов транспорта в общих перевозках грузов и пассажиров;
3. Воспитательные: показать значение морского транспорта в мировой перевозке грузов.
Оборудование урока: карта «Мировой транспорт», социально-экономические атласы 10 класса.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
Войти в класс и поприветствовать учеников (Здравствуйте!), дать им успокоиться. Представиться по имени и отчеству. Отметить отсутствующих учеников в классе. Проверить все ли предметы лежат на столе, которые необходимы для урока.
ΙΙ. Проверка знаний и умений.
Проверка домашнего задания проводится в виде фронтального опроса. Вспомним предыдущую тему. Это тема называется «Животноводство».
1) С места вызываю первого ученика и задаю ему вопрос: «Какие земли играют важную роль в развитии животноводства»?
Примерный ответ ученика: «В развитии животноводства важную роль играют пастбищные земли. Это земли, которые длительное время не обрабатываются, и используется для содержания домашних и диких копытных животных».
2) С места вызываю второго ученика и задаю ему вопрос: «Какие выделяют ведущие отрасли животноводства»?
Примерный ответ ученика: «Ведущими отраслями животноводства являются: скотоводство, свиноводство, овцеводство, козоводство, птицеводство».
3) С места вызываю третьего ученика и задаю ему вопрос: «Какая страна занимает ведущее место по поголовью крупного рогатого скота»?
Примерный ответ ученика: «Ведущее место по поголовью крупного рогатого скота занимает Индия. Но продуктивность ее низкая из-за недостаточной кормовой базы, широкого использования в качестве тягловой силы. В индуизме корова считается святым животным и их не бьют на мясо. В результате этого в структуре поголовья высокая доля старых животных».
4) С места вызываю четвертого ученика и задаю ему вопрос: «Основные экспортеры и импортеры рыбных товаров»?
Примерный ответ ученика: «Во внешнеторговый оборот поступает около 40% мирового производства рыбных товаров. Основными экспортерами и импортерами этих товаров являются развитые страны с рыночной экономикой. Япония, США, Франция, Великобритания, Испания, Канада, Нидерланды и Германия одновременно входят в группу основных экспортирующих и импортирующих стран».
5) С места вызываю пятого ученика и задаю ему вопрос: «Какие экологические проблемы обострились в связи с развитием животноводства»?
Примерный ответ ученика: «Разведение домашних животных сильно влияет на экологический вид планеты. Выращивание кормов требует все больше энергии и минеральных удобрений. Отходы животноводства загрязняют реки и подземные воды. Это особенно отражается в малых странах с развитым интенсивным животноводством. В странах Азии и Африки доля перевыпаса скота составляет 80%. Такие пастбища теряют кормовую продуктивность, подвергаются эрозии, а где и опустыниванию. В Северной Африки опустынивание уже захватило 65 млн. га пастбищ.
ΙΙΙ. Изучение и объяснение нового материала.
А теперь перейдем к изучению нового материала. Сегодняшняя тема называется «География транспорта».
План темы урока:
1. Транспорт;
2. Показатели работы транспорта;
3. Виды транспорта.
1) Транспорт и его виды.
Транспорт – одна из главных сфер материального производства. Он является необходимым условием для производства любой продукции и функционирования мирового хозяйства. Транспортные услуги занимают значительное место среди форм международных экономических отношений.
Транспорт представляет собой сложную систем, включающую средства перевозки грузов и людей, дороги, трубопроводы, линии электропередач и связанное с их функционированием оборудование, станции, аэродромы, порты и т. д.
2) Показатели работы транспорта.
Основными показателями работы транспорта являются грузооборот и пассажирооборот, которые соответственно определяются в тонно-километрах и пассажиро-километрах. Отдельные виды транспорта различаются между собой по стоимости перевозок. Это оказывает влияние на соотношение между его видами в мировом грузо- и пассажирообороте. В мировом грузообороте ведущее место занимает морской транспорт, который который значительно опережает по этому показателю железнодорожный. Возрастает роль автомобильного и авиационного транспорта. В пассажирообороте выделяется автомобильный транспорт. Возрастает роль воздушного транспорта за счет железнодорожного.
3) Виды транспорта.
а) железнодорожный транспорт. Современная протяженность железнодорожной сети составляет 900 тыс. км. На сегодня самая протяженная сеть железных дорог в США, России, Канаде, Индии, Китае, Германии, Австралии, Аргентине.
Наиболее густая железнодорожная сеть в Люксембурге, Бельгии, Германии, Швейцарии, Чехии (более 10 км на 100 км² территории).
Во многих странах железные дороги отсутствуют. К ним относятся небольшие островные государства, Афганистан, княжества Персидского залива, Нигер, Чад, Исландия и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.