б) автомобильный транспорт. Он способен доставлять грузы непосредственно от поставщиков к потребителям, характеризуется относительно высокой скоростью движения. Успешно конкурирует с железнодорожным транспортом в перевозках грузов на небольшие и средние расстояния. Все больше внимания уделяется строительству автострад и многополостных магистралей, обеспечивающих высокие скорости.
Основная часть автомобилей находится в Северной Америке, Западной Европе и Японии. По насыщенности автомобилями выделяются США, где на один легковой автомобиль приходится менее двух жителей, Австралия и Океания. В Африке и Азии это показатель составляет 50-70 человек.
Автомобильный транспорт оказывает мощное негативное действие на окружающую среду. Главное – загрязнение воздуха токсическими веществами (оксиды углерода, окиси азота, углеводороды, соединения свинца, сажевые частички). Многие страны уже ввели жесткие нормы токсичности выбросов автомобилями.
в) трубопроводный транспорт. Развивается в связи с несоответствием размещения районов добычи и потребления нефти и газа. Высокий уровень автоматизации, употребление труб большого диаметра значительно снижают себестоимость перегонки этих продуктов. Расширяется сеть трубопроводов, по которым перекачиваются продукты нефтепереработки в районы потребления. Основная сеть мировой сети трубопроводов расположена в Северной Америке, Европе и на ближнем и среднем Востоке. По длине нефте- и газопроводов ведущие места среди стран занимают США, Россия и Канада.
Наиболее крупным нефтепроводом является «Дружба» (10 тыс. км). В Северной Америке наиболее протяженные нефтепроводы – Редуотер – Порт-Кредит, Эдмонтон – Монреаль.
г) внутренний водный транспорт. Он осуществляет перевозки на внутренних водных путях (реках, озерах, каналах). Состав грузов, перевозимых этим транспортом, во многом зависит от специализации примыкающих территорий. Перевозятся преимущественно массовые грузы, которые выдерживают длительное хранение (уголь, нефть, железная руда, лес и др.).
Наибольшая протяженность внутренних водных путей в России, Китае, США и Бразилии.
д) морской транспорт. География морских перевозок в значительной мере определяется степенью хозяйственного освоения прибрежных районов, развитием портового хозяйства, морскими каналами, внутренними водными путями. Морской транспорт обеспечивает основную часть перевозок международных торговых грузов и значительную часть внутренних грузов прибрежных стран. Он характеризуется высокой провозной способностью, перевозит грузы любых видов и размеров. Средняя дальность перевозок грузов на нем во много раз выше, чем на железнодорожном. Перевозки на большие расстояния обеспечивают минимальные издержки на тонну транспортируемого груза. Наливные грузы (сырая нефть и нефтепродукты) составляют более 40% общей массы перевозимых грузов, а основные массовые сухие грузы (железная руда, зерно и др.) – ¼. Другие грузы в основном представлены генеральными и тарно-штучными товарами высокой степени обработки, которые перевозятся преимущественно в контейнерах.
Для характеристики тоннажа морского флота употребляются два показателя грузовместимости: валовая (полная) вместимость – измеряется в брутто-регистровых тоннах (бр./рег. т.) и грузоподъемность (масса груза, которая может принять на судно) – измеряется в тоннах-дедвейт ( дедвейт – полная грузоподъемность судна).
Наибольший тоннаж зарегистрирован под флагами Панамы и Либерии («удобные» флаги).
В международном судоходстве существует две основные организационные формы перевозки – линейная (связывает между собой основные экономические районы) и трамповая (оно зависит от наличия грузов и осуществляется на основе договоров фрахтования).
Мировое судоходство обслуживается более 2000 морскими портами. Оснавная часть их расположена на берегах атлантического океана. Главный показатель величины порта – его грузооборот. Наиболее крупными универсальными портами являются – Роттердам, Сингапур, Шанхай, Нагоя, Токио-Иокагама и др.
е) воздушный транспорт.основной сферой его деятельности является перевозка пассажиров. Преимущества воздушного флота в небольшой степени проявляется в перевозки пассажиров на далекие расстояния (скорость, комфортабельность). Сеть аэропортов, обслуживающих линии местного значения, наиболее развита в странах с большой площадью территории – США, России, Канаде, Австралии, Бразилии, Индии, Пакистане. Достаточно развиты авиалинии и в таких странах, как Германия, Франция, Италия, Япония, ЮАР.
4. Закрепление.
Теперь проверим, как вы усвоили сегодняшний материал. Задаю классу несколько вопросов.
1. «Какие существуют виды транспорта»?
Примерный ответ учеников: «Железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, внутренне водный и воздушный».
2. «Перечислите основные показатели работы транспорта»?
Примерный ответ учеников: «Грузооборот и пассажирооборот».
3. «Какой вид транспорта занимает ведущее место в грузообороте»?
Примерный ответ учеников: «Морской транспорт».
Очень хорошо! Сегодня поработали на славу.
5.Домашнее задание.
Формирую задание на дом: «К следующему занятию подготовьте параграф 46 «Инфраструктурный комплекс мирового хозяйства».
В конце занятия выставляю баллы и комментирую их.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.