Ответы на экзаменационные вопросы № 3-74 дисциплины "География мирового хозяйства" (Научно-техническая революция и воздействие НТР на мировое хозяйство. Международные и финансовые и экономические клубы), страница 18

Негативное влияние на экономику, где действуют ТНК:

1.  противодействуют реализации экономической политики государств;

2.  нарушение государственных законов (ТНК не платят налоги);

3.  установление монопольных цен и диктат условий. ТНК могут разорять местных производителей, так как они работают на внутренний рынок. ТНК могут снизить цены, работая в убыток, возместят на завоеванном рынке там деньги. Цены ниже, марка узнаваема, следовательно, убирают конкурентов;

4.  покупка либо перемещение высококвалифицированной рабочей силы.

54. Стратегическая линия поведения и формы экспансии ТНК.

1. обеспечение своего производства иностранным сырьем (Канада, Бразилия, Индия, Россия, Австралия, ЮАР) более дешевыми;

2. закрепление на рынке через собственные филиалы (с целью устранения конкуренции);

3. размещение производства в странах, где издержки производства ниже;

4. ориентация на дифференцированную деятельность (производственная деятлеьность, финансовая, торговая);

5.проникновение в высокотехнологические и наукоемкие отрасли, реализуется через капитал (тонкая химия, электроника, кадры высокой квалификации, следовательно монополизация данных отраслей.

Формы экспансии ТНК

1.  Лицензирование – предоставление прав на некоторое время за вознаграждение. Может использоваться как внутри ТНК, так и за пределами в других компаниях (из-за старых технологий);

2.  Франчайзинг – предоставление определенных прав (использование торговой марки или фирменного названия, повышение квалификации рабочей силы, торговля, техническое обслуживание) за определенную плату. Кто берет марку за определенную плату, тот тратит деньги на рекламу. Кто создает марку, не вкладывая средства в производство, получают прибыль; Нужно, чтобы не снижалось качество;

3.  оказание управленческих и маркетинговых услуг, является соглашением, по которому оперативный контроль фазы предприятия или его деятельности передаются предприятиям (управление кадрами, техническое обслуживание, покупка сырья, обучение рабочей силы, технологический процесс);

4.  оказание технических услуг (ремонт, профилактика, аварии, советы по использованию новых технологий);

5.  сдача предприятий под ключ. Все ТНК оказывают все виды деятельности по планированию и строительству объектов;

6.  оказание холдинговых услуг – приобретение контрольного пакета акций с целью установления контроля над ним;

7.  клиринговые услуги – система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств;

8.  создание за рубежом инвестиционных компаний (до 90х гг. – более старая форма, с 90 до настоящего времени – самая новая форма) – инвестиции в дочерние и партнерские предприятия, стимулирование продажи продукции на региональных рынках (развивающихся стран), продукты Кока-Кола, Пепси-Кола.

55. Международные корпорации, причины возникновения, основные признаки.

Начиная с 70х гг. 20 в. ТНК считаются важнейшим элементом МЭ – мировой экономики. Являются продуктом быстроразвивающихся международных отношений и стимулирующие эти отношения.

ТНК – это национальная монополия с зарубежными активами, в которых производство и торгово-сбытовая деятельность выходят за пределы государства. Численность 60 тыс. ед. – контролирующих более 250000 дочерних компаний и филиалов по всему миру. США, ЕС, Япония

Признаки ТНК:

1.  годовой оборот (более 100 млн. долларов);

2.  филиалы не менее, чем в 6 странах мира;

3.  величина продаж за пределами страны-резидента 25%;

4.  25% активов за рубежом;

5.  Свободное хождение акций по миру.

Причины возникновения:

1.  интернационализация производства и капитала МРТ (международное разделение труда) – взаимопереплетение национальных хозяйств посредством МРТ и мирового обмена в системе МХ;

2.  экономическая эффективность: через большие масштабы производства, концентрацию производства и капитала и вследствие этого снижение издержек производства, повышение конкурентоспособности, повышение прибыли;

3.  возрастающая роль государства. Поощряет деятельность на мировом рынке, обеспечивает рынки сбыта;