Рабочая программа дисциплины «Эстетика» (Содержание дисциплины. Вопросы к зачету)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, а  также – умений  и потребностей самостоятельно строить  собственную  жизнь «по законам красоты». В современном российском обществе происходят сложные и весьма противоречивые процессы. Развитие рыночных отношений, утверждение принципов демократии, развитие широких связей со странами Запада наряду с позитивными моментами принесли в нашу жизнь и массу негативных последствий. И здесь следует, прежде всего, назвать чрезмерную коммерциализацию культуры в целом и искусства, в частности, отсутствие действенной поддержки их со стороны государства, широкое распространение различных проявлений так называемого «эрзац-искусства», общее снижение уровня духовной жизни граждан. Противостоять всем этим негативным тенденциям в жизни общества и отдельных граждан в какой-то мере может помочь эстетическое воспитание студенчества. Эстетическое воспитание предполагает и изучение теоретического курса эстетики.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускников:

Общепрофессиональная дисциплина

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

В ходе изучения курса студенты должны усвоить основные понятия эстетики, иметь четкие представления об эстетических ценностях, знать основные характеристики художественного творчества, ориентироваться в современной эстетической проблематике.

1.5.Принципы построения курса определяются историко-теоретическим подходом к материалу и методикой его подачи. Каждая тема подразделена на несколько относительно самостоятельных вопросов, которые могут стать предметом обсуждения на семинарском занятии, послужить темой реферата или доклада. Последовательность тем отражает логику освоения  круга эстетических проблем.

1.6. Методы освоения курса – проблемные лекции, семинарские занятия, участие в научных конференциях, диспутах и дискуссиях.

2.Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Вид учебной работы

Всего часов

1.

Всего  учебных часов

80 часов

1.1.

Лекций

12 часов

1.2.

Практических занятий

2 часа

1.3.

Самостоятельная работа студентов

66 часов

1.4.

Вид итогового контроля

Зачёт

2.2. Изучение дисциплины по семестрам.

Один семестр.

3. Содержание дисциплины

3.1.  Распределение часов по разделам, темам и видам работы.

п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО

Аудиторные занятия

(14 час.)

В том числе

(часов)

Лекции

Лабораторные

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Эстетика как философская дисциплина.

2

2

11

2.

Эстетика Древней Греции и Рима.

2

2

11

3.

Эстетика классицизма. 

2

2

11

4.

Эстетическое сознание и его структура.

4

2

2

11

5

Эстетическая природа и специфика искусства.

2

11

6

Природа художественного творчества

2

11

ИТОГО:

8

12

2

66

3.2.  Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий.

1.  Эстетика как философская дисциплина. Её предмет и задачи. Связь эстетики с искусством. Эстетика как философия красоты.  Универсальный характер эстетической деятельности. Формирование эстетической и художественной культуры личности. Эстетическое и художественное воспитание: цель, задачи, эффективность. Искусство в системе эстетического воспитания личности. Эстетическое знание и эстетическое чувство.  Эволюция взглядов на сущность  «эстетического». Эстетика в  современной системе  гуманитарного знания: поиск новой методологической парадигмы. Эстетический феномен античного мифа.  Мифология как историческая предпосылка формирования эстетического сознания. Генетическая связь мифа с художественным творчеством.  Структура мифа. Семантика мифа.

2.  Эстетика Древней Греции и Рима. Эстетика пифагореизма. Представление о прекрасном как исчисленной гармонии. Эстетика Платона и Аристотеля. Платон о социальных функциях искусства. Платоновское учение об идеях и искусство.  Искусство как  «мимезис». Искусства как  «тень тени, подражание подражанию». Принцип калокагатии. Аристотель о художественном творчестве.  Понятие катарсиса.  Эстетика Византии, западноевропейского средневековья, Возрождения.  Иконоборчество.  Образно-символическое понимание искусства  Иоанном Дамаскиным.  Идеи о ценности искусства Михаила Псёлла. Эстетические представления мыслителей средневековья  Августина Аврелия, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Боэция, Фомы Аквинского. Эстетика Возрождения как эстетика гуманизма. Преемственность эстетики Возрождения. Человек как главная тема искусства Ренессанса. Эстетика раннего гуманизма ( Петрарка, Боккаччо,  Альберти), эстетика высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский) , позднее Возрождение, связанное с кризисом гуманизма(Шекспир, Сервантес).

3.  Эстетика классицизма.  Рационализм Р.Декарта как мировоззренческая основа классицизма. Правила творчества. Нормативизм эстетики классицизма. Правила и нормы классицизма, изложенные Н.Буало.  Трактовка в классицизме  античного мифа как образа, в котором жизнь остановилась в своем идеальном., совершенном, устойчивом облике.   Эстетика Просвещения. Категории гармонии и вкуса как ключевые для понимания сущности эстетики Просвещения. Вольтер о важности эстетического вкуса.  Теория просветительского реализма Дидро..  Основоположники  эстетики немецкого просвещения. Александр Баумгартен.  Исторический подход к анализу искусства, разрабатываемый  Гердером, Лессингом, Гете, Шиллером. Немецкая классическая эстетика. Эстетика И. Канта. Кант об эстетическом чувстве и эстетическом вкусе, о прекрасном и возвышенном, о трагическом

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Эстетика
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
89 Kb
Скачали:
0