На рис. 13.4 представлена схема, иллюстрирующая режим контроля с диалоговой поддержкой технологического процесса в реальном времени с помощью управляющей ЭВМ. Следует отметить, что в этом случае оператором не используются руководства по эксплуатации. Возможно, что наиболее существенным преимуществом контроля с диалоговой поддержкой по сравнению с контролем без диалоговой поддержки является хранение руководств по эксплуатации в кодированном виде в памяти ЭВМ. При этом исключается необходимость использования оператором руководства по эксплуатации, представляемого в печатном виде. Руководства, представляемые в печатном виде, вполне пригодны
Рис. 13.4
Контроль технологического процесса с помощью ЭВМ в реальном времени с диалоговой поддержкой:
1 — пульт управления; 2 — технологический процесс; 3 — распечатка контрольных данных; 4 — печатающее устройство; 5 — ЭВМ, функционирующая в реальном времени в качестве документации. Однако при работе руководства в таком виде, как правило, не позволяют достаточно быстро находить соответствующие инструкции. Обычно операторы вынуждены запоминать существенные выдержки для управления технологическим процессом, в противном случае они лишаются возможности достаточно быстрого вмешательства в процесс с целью коррекции технологических параметров при возникновении соответствующих условий. Например, нельзя допустить неопытного оператора к управлению краном с использованием руководства по эксплуатации для решения возникающих проблем без предварительного прохождения курса обучения. Таким образом, хотя руководства по эксплуатации при использовании концепции контроля в реальном времени с диалоговой поддержкой хранятся в памяти ЭВМ и доступны для оператора, тем не менее эти руководства могут не использоваться в повседневной работе, в то время как от обслуживающего персонала в этом случае не требуется большого опыта и квалификации технолога. Это является существенным преимуществом при использовании концепции в реальном времени с диалоговой поддержкой.
Рис. 13.5
Управление технологическим процессом от ЭВМ с обратной связью:
1 — ЭВМ, функционирующая в реальном времени; 2 — технологический процесс; 3 — печатающее устройство
Управление с обратной связью. Высший уровень автоматизации производства с помощью ЭВМ в реальном масштабе времени соответствует управлению с обратной связью (рис. 13.5). Следует обратить внимание на то, что на этом рисунке сидящий оператор не принимает участия в управлении замкнутым технологическим процессом. Все коррекции технологических параметров в этом случае выполняются с помощью обратной связи. Оператор может оставаться на своем месте для устранения нештатных и непредвиденных ситуаций, поскольку полная автоматизация технологического процесса с учетом исключения влияния любых помех, которые могут возникать в процессе работы, достигается лишь в редких случаях.
Для каждой функции управления технологическим процессом от ЭВМ могут быть применены аналогии действий оператора. Функция контроля технологического процесса может быть сравнима с действиями специалиста или научного сотрудника, который занимается сбором данных. Функция контроля в реальном времени с диалоговой поддержкой аналогична роли консультанта из числа вспомогательного персонала. Такой консультант может давать советы и выдавать рекомендации обслуживающему персоналу, не располагая, однако, правом непосредственного вмешательства в производственный процесс. Функцию замкнутого управления можно сравнить с действиями оператора, выполняющего ряд последовательных операций. Обслуживающий персонал, как и управляющая ЭВМ, вносит коррекции в управляемый технологический процесс. Теперь подробнее рассмотрим характеристики технических средств ЭВМ, предназначенных для управления технологическим процессом.
13.2. КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.