Трудности, возникающие у студентов в процессе работы над модульным курсом, разрешаются на лекциях, семинарах и других формах аудиторных занятий, а также во время индивидуальных консультаций (темы, а также вопросы и литература к семинарам, конференциям и «круглому столу» приводятся в модульном курсе). Каждое занятие следует начинать со знакомства с очередной темой, ее связи с предыдущей. При этом обязательно определяется актуальность изучаемой темы, учебно-познавательные цели занятия, учебные вопросы. Освещение каждого учебного вопроса, а также темы в целом необходимо завершать изложением конкретных выводов, причем выводы по теме занятия не должны быть механическим сложением выводов по учебным вопросам. Особое внимание необходимо обратить на связь изучаемой темы с жизнью, с задачами профессиональной подготовки студентов. Завершая занятия, преподаватель подводит итоги, оценивает знания студентов, при необходимости определяет индивидуальные задания студентам (список заданий приведен в учебно-методическом комплексе). Промежуточный контроль знаний студентов по изучаемому курсу может осуществляться в зависимости от форм обучения как на аудиторных занятиях и при проведении тестирования, так и в ходе контроля самостоятельной работы студентов по освоению основных проблем истории Сибири. При этом обращается внимание студентов не на механическое усвоение материала, а на развитие творческих начал, умение самостоятельно анализировать и решать проблемные ситуации. По завершении изучения курса проводится аттестация в форме зачета (примерный список вопросов к зачету следует заблаговременно довести до студентов). Для его успешной сдачи необходимо осуществить напряженный, но вместе с тем творческий поиск в контексте вышеперечисленных рекомендаций и требований.
После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного и важного, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз.
В. Г. Распутин
Реферативный курс «История Сибири», разработанный с учетом специфики проблемно-модульной образовательной технологии, предназначен для студентов НГИ всех форм обучения и направлений подготовки. Особенности модульной образовательной технологии в преподавании гуманитарных дисциплин, основывающейся на выявлении и разрешении противоречий в процессе познания, обусловили выделение в данном курсе 12 тем, анализ проблем которых позволит студенту поэтапно изучить важнейшие аспекты истории Сибири, которые отражены в программе учебного курса. Глубокое адекватное осмысление важнейших проблем истории Сибири должно базироваться на анализе рекомендуемой литературы, списки которой приводятся к каждой теме и к активным формам аудиторных занятий, причем особо выделен общий список литературы к учебной дисциплине. Литература подобрана с таким расчетом, чтобы в ней были отражены как устоявшиеся, так и альтернативные точки зрения, трактовки содержания той или иной рассматриваемой проблемы курса. В этом смысле студенту в процессе анализа литературы необходимо вникнуть в суть представленных в ней позиций, соотнести их и обосновать собственное понимание изучаемой проблемы.
Студенты очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения должны использовать данное учебно-методическое пособие в соответствии с рекомендациями преподавателя, ведуще- го аудиторные занятия. При этом следует ориентироваться на вопросы и литературу к аудиторным занятиям, отраженные в реферативном курсе. Предполагается проведение двух семинаров, конференции (групповой или поточной), а также практического занятия по истории родного края на базе Новосибирского областного краеведческого музея. Студенты-заочники получат необходимую помощь со стороны преподавателя на установочных лекциях во время сессии, а также на индивидуальных консультациях в межсессионный период. С целью уточнения содержания понятий и категорий изучаемой дисциплины в реферативный курс включен терминологический словарь, который студент должен обязательно заполнить при опоре на рекомендованную литературу, а в ходе собеседования с преподавателем в понятной форме представить смысл и содержание терминов, включенных в словарь.
Изучение дисциплины «История Сибири» предполагает подготовку студентом реферата в качестве отчетной работы или выступление с докладом на аудиторном занятии или на научно-теоретической конференции. Студенту необходимо заранее выбрать тему (примерная тематика рефератов и докладов приводится в данном пособии). Определиться со структурой реферата или доклада наряду с рекомендациями преподавателя поможет и учебная программа курса, которая имеет развернутый характер. Структура работы должна быть отражена в ее плане, в котором необходимо зафиксировать рассматриваемые вопросы. Их анализ позволит раскрыть содержание изучаемой проблемы. Реферат должен включать: титульный лист; введение, где должны быть определены цель и задачи работы, ее теоретическая и практическая значимость, границы исследования; основную часть, детально раскрывающую содержание выдвинутых в плане вопросов; заключение с кратким изложением сделанных по рассмотренной проблеме выводов. Объем реферата должен составлять не более 20-25 страниц.
При разработке темы реферата следует ориентироваться на списки литературы (общий и к темам). Помимо работ, включенных в них, надо привлекать и другие источники, используя библиографические указатели и каталоги библиотек. Это будет способствовать как более глубокому раскрытию проблемы реферата, так и приобретению навыков самостоятельного подбора литературы и работы с ней.
Изучение дисциплины «История Сибири» завершается аттестацией в форме зачета (примерный список вопросов к зачету приводится в реферативном курсе). Успешная сдача зачета будет определяться выполнением учебной программы в соответствии с теми рекомендациями и требованиями, которые были высказаны выше. Итак, Вам предстоит весьма интересная и фундаментальная работа по изучению истории родного края.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.