следует обратить внимание на обоснованность плановых заданий.
Фактическая себестоимость в обоих периодах снизилась (но в 2010 г. – в меньшей степени). Оцениваем данный факт положительно, на предприятии действует программа по снижению затрат на производство продукции, т.к. это фактор увеличения прибыли.
Таблица П9.5
Анализ структуры реализации.
Показатели |
На начало периода |
На конец периода |
Доля денежных поступлений в общем объеме реализации |
85 |
91 |
Доля продаж по долгосрочным контрактам в реализации |
75 |
87 |
Доля продаж на экспорт в общей реализации |
- |
- |
Анализ динамики структуры реализации говорит о положительных тенденциях, происходящих в структуре объема реализации: на 6% возросла оплата деньгами за реализуемую продукцию, доля долгосрочных контрактов увеличилась на 12%.
Анализ факторов изменения объема продаж.
п/п |
Факторы, оказывающие влияние на изменение объема продаж |
Сумма, тыс. руб. |
|||
Преды-дущий период 2009 г. |
Отчет- ный период 2010 г. |
Откло-нение, +, - |
Влияние фактора на изменение объема продаж |
||
1. |
Остатки готовой продукции на начало года |
1365 |
1565 |
200 |
Положительно +200 |
2. |
Выпуск товарной продукции |
32700 |
38545 |
5845 |
+5845 |
3. |
Остатки готовой продукции на коней года |
1565 |
2510 |
945 |
Отрицательно - 945 |
4. |
Реализовано продукции |
32500 |
37600 |
5100 |
+5100 |
/Согласно Учетной политике предприятия выручка определяется «по отгрузке»/.
Объем продаж в отчетном году увеличился по сравнению с прошлым годом на 5100 руб. или 15,7% (5100/32500*100%) и составил 37600 руб.
В результате увеличения остатков готовой продукции и роста выпуска продукции объем продаж увеличился на 6045 тыс. руб. (200+5845 тыс. руб.). Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение остатков готовой продукции на конец года: объем реализации снизился на 945 тыс. руб. Сумма влияния всех факторов дает общее увеличение объема продаж на 5100 тыс. руб. (200+5845+(-945).
Объем производства и реализации продукции являются взаимо-зависимыми показателями. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества влияют на себестоимость продукции.
4 Анализ финансовых показателей.
Исходные данные для анализа финансового состояния (уплотненный баланс-нетто)
(тыс. руб.)
Статья |
Иденти- фикатор |
На начало периода |
На конец периода |
АКТИВ 1.Оборотные активы Денежные средства и их эквиваленты (стр. 260) Расчеты с дебиторами (стр. 240) Запасы и прочие оборотные активы (стр. 210+стр. 220+стр. 251+ +стр. 253+стр. 270) И т о г о по разделу I II. Внеоборотные активы Основные средства (стр. 120) Прочие внеоборотные активы (стр. 110+стр. 130+стр. 140+ +стр. 150+стр. 230) И т о г о по разделу II Всего активов ПАССИВ I. Привлеченный капитал Краткосрочные пассивы (стр. 690) Долгосрочные пассивы (стр. 590) И т о г о по разделу I II. Собственный капитал Уставный капитал (стр. 410) Фонды и резервы, нетто (стр. 490-стр. 252- -стр. 390-стр. 410) И т о г о по разделу II В с е г о источников |
ДС ДБ ЗЗ ТА ОС ПВ ВА БА КП ДП ПК УК ФР СК БП |
1017 896 3355 5268 177 177 5445 2942 2942 1400 1103 2503 5445 |
1088 1345 4615 7048 209 209 7257 4807 4807 1400 1050 2450 7257 |
4.1 Анализ структуры отчета о финансовых показателях.
По данным таблицы № 1 определим величину собственных оборотных средств предприятия по формуле: Текущие активы – текущие обязательства на 2009 год на 2010 год
5268 – 2942 = 2326 (тыс. руб.); 7048 – 4807 = 2241 (тыс. руб.)
Собственный оборотный капитал за отчетный год уменьшился на 85 тыс. руб. (2241 – 2326) или на 3,7 % (2241/: 2326 – 100 %).
Совокупное снижение оборотного капитала на 85 тыс. рублей связано с влиянием двух разнонаправленных факторов: увеличения оборотных активов на 1780 тыс. рублей и роста текущих пассивов на 1865 тыс. рублей (1780-1865).
Таблица П9.6.
Анализ отчета о прибылях и убытках позволяет рассмотреть структуру затрат предприятия.
На начало периода |
На конец периода |
Изменение |
||||
абсолют-ное значение тыс. руб. |
уд. вес % |
абсолют-ное значение тыс. руб. |
уд. вес % |
+, - |
% |
|
Сырье и материалы |
11044 |
44 |
12169 |
42,4 |
1125 |
-1,6 |
Топливо и энергия |
502 |
2 |
580 |
2,0 |
78 |
- |
Заработная плата с отчислениями |
9139 |
36,0 |
11060 |
38,6 |
1921 |
+2,6 |
Накладные расходы |
3765 |
15 |
4157 |
14,5 |
392 |
-0,5 |
Прочие |
650 |
3,0 |
704 |
2,5 |
54 |
-0,5 |
Итого |
25100 |
100 |
28670 |
100 |
3570 |
- |
в т.ч. переменные затраты |
17570 |
70 |
20868 |
72,8 |
3298 |
2,8 |
Себестоимость продукции по сравнению с прошлым годом увеличилась на 3750 тыс. руб. или на 14,2 % (3570/25100*100). Перерасход произошел по всем статьям: затраты на сырь и материалы увеличились на 1125 тыс. руб. или 10,2 %, заработная плата с отчислениями увеличилась на 1921 тыс. руб. в результате роста тарифных ставок. Изменилась структура затрат: снизилась доля материальных затрат на 1,6%, доли накладных и прочих расходов, доля затрат на оплату труда увеличилась на 2,6%.
Для расчета убытка от роста себестоимости товарной продукции необходимо сделать расчет затрат на 1 рубль товарной продукции.
Анализ затрат на 1 рубль продукции
Показатель |
Сумма тыс. руб. |
Отклонение |
||
2009 г. 0 |
2010 г. 1 |
+, - |
% |
|
Объем реализованной продукции |
32500 |
37600 |
5100 |
15,7 |
Себестоимость реализованной продукции |
25100 |
28670 |
3570 |
14,2 |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, коп. |
0,772 |
0,762 |
-0,01 |
-1,3 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции в отчетном году снизились на 1,3%., что оценивается положительно. На увеличение затрат на производство и реализацию продукции на сумму 3570 тыс. руб. повлияли два фактора:
а) изменение затрат на 1 руб. реализованной продукции;
б) изменение объема продукции.
Влияние факторов измерим способом разниц.
В результате роста объема реализованной продукции затраты увеличились на сумму 3886 руб.
∆ VРП х З1 = 5100 х 0,762 = 3886,2 тыс. руб.
В результате снижения себестоимости на 1 рубль реализованной продукции сумма затрат снизилась на 325 тыс. руб.
∆ З х VРП0 = 0,01 х 32500 = -325,0 тыс. руб.
∆ VРП – изменение объема реализованной продукции
∆ З – изменение затрат
0, 1 – отчетный и базисный период
Сумма отклонений по двум факторам дает общее отклонение суммы затрат (3886,2 + (-325) = 3570 тыс. руб.
(влияние себестоимости на прибыль обратно пропорционально
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.