Трактат важен с мировоззренческой точки зрения – Кант в нем практически исключает идею сотворения. Это одно из первых положений историзма в области естественных наук. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до
сих пор является одной из фундаментальных научных идей в астрономии.
Своими естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил первую брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению вселенной, но и к истории её возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождении человеческих рас.
Из других докритических работ значение имеют те, в которых Кант объясняет методологические проблемы философского познания. Эти работы были серьёзной подготовкой к полемике с тогдашней немецкой метафизикой, которая трактовала о внеопытных предметах: Боге, душе и идее мира. Эти понятия считались трансфизическими предметами, и задача философии, или метафизики состояла в том, чтобы их существование доказывалось математическим способом, т.е. доказательно, выходя за пределы проверки опытом.
«Что я могу знать?» Именно с этого вопроса начинал Кант, определяя проблемное поле философии в её общечеловеческом смысле. И хотя гносеология – это только часть вопросов философского значения, подход к её проблемам с позиций «конечных целей человеческого разума» наиболее плодотворен. Современный отечественный исследователь философии Канта А.В. Гулыга подчёркивал, что сам философ в конце жизни признавался, что его главный труд по гносеологии возник из потребности ответа на вопрос, как возможна свобода человека? Назначение философии, по Канту – способствовать интеллектуальному самоопределению личности, формировать теоретический и практический разум человека.
Проблема достижения обинзначимости знания привела Канта к агностицизму, учению, которое отрицает «возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества»[1]. Как учёный – естествоиспытатель, Кант не сомневался в реальном существовании материального мира («вещей в себе»), который, однако, дан нам как проявление сущности вещей. Кроме того, он видел активность человека в научно-познавательной деятельности, а потому считал, что разнообразные впечатления упорядочиваются имеющимися в рассудке доопытными (априорными) формами организации знания, находящимися «между» явлениями (феноменами) и «вещами в себе». Так получают знания о мире, но лишь о мире феноменов, сущности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.