Общение – это разносторонний процесс развития контактов между людьми, обусловленный потребностями совместной деятельности. В процессе взаимодействия при общении выделяют три составляющих:
– коммуникативную (передача и обмен информацией между участниками),
– интерактивную (взаимодействие общающихся, которое предусматривает обмен не только словами, но и действиями, поступками),
– перцептивную (взаимовосприятие общающимися друг друга).
Рассмотрим коммуникативную составляющую общения.
4.1 Коммуникационный процесс и его составляющие
Одними из первых исследователей проблемы коммуникаций можно считать
А. Файоля и Ч. Бернарда.
Заслуги в развитии теории коммуникаций
А. Файоль предложил формальную модель организации в виде цепочек, по которым осуществляются коммуникации, и высказал необходимость их оптимизации посредством их сокращения на базе концепции «мостика».
Ч. Бернард включил коммуникации в свою концепцию полномочий, выделив семь следующих факторов коммуникации, влияющих на установление и поддержание объективных полномочий внутри организации:
1) основные каналы коммуникаций должны быть хорошо известны;
2) должен быть определенный формальный канал для коммуникации с каждым членом организации;
3) цепочки коммуникаций должны быть по возможности прямыми и короткими;
4) преимущественно должны использоваться целостные формальные каналы коммуникаций;
5) люди, через которых осуществляются коммуникации, должны быть компетентными;
6) цепочка коммуникаций не должна прерываться до тех пор, пока организация функционирует;
7) необходимо проверять результат каждого акта коммуникации.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми».
Значение коммуникаций
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
1. Руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно данным многих экспертов, на это уходит 75—95% времени руководителей. Поэтому они должны быть заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
2. Коммуникации необходимы для эффективности управления;
3. Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;
4. Хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.
Измерения управленческих коммуникаций
Рис. 5 Модель управленческих коммуникаций по Ф. Лютенсу
Модель измерения управленческих коммуникаций рассматривает два основных их направления. По полюсам модели располагаются разновидности коммуникаторов:
а) верхний — гуманист-коммуникатор, активно осуществляющий процесс коммуникаций в рамках организационной иерархии по любым аспектам и склонный к деятельности с ориентацией на людей;
6) нижний — механический изоляционист, общающийся крайне мало и формально;
в) левый — неформальный созидатель, осуществляющий спонтанные коммуникации по всем направлениям и склонный к деятельности, направленной на развитие своих подчиненных;
г) правый — формальный контролер, осуществляющий заранее спланированные формальные коммуникации и склонный к деятельности с ориентацией
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.