Коммуникации в организационном поведении. Виды и направления внутриорганизационной коммуникации. Типы, формы и методы коммуникаций

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Общение – это разносторонний процесс развития контактов между людьми, обусловленный потребностями совместной деятельности. В процессе взаимодействия при общении выделяют три составляющих:

коммуникативную (передача и обмен информацией между участниками),

интерактивную (взаимодействие общающихся, которое предусматривает обмен не только словами, но и действиями, поступками),

перцептивную (взаимовосприятие общающимися друг друга).

Рассмотрим коммуникативную составляющую общения.

4.1 Коммуникационный процесс и его составляющие

Одними из первых исследователей проблемы коммуникаций можно считать

А. Файоля и Ч. Бернарда.

Заслуги в развитии теории коммуникаций

А. Файоль предложил формальную модель организации в виде цепочек, по которым осуществляются коммуникации, и высказал необходимость их оптимизации посредством их сокращения на базе концепции «мостика».

Ч. Бернард включил коммуникации в свою концепцию полномочий, выделив семь следующих факторов коммуникации, влияющих на установление и поддержание объективных полномочий внутри организации:

1)  основные каналы коммуникаций должны быть хорошо известны;

2)  должен быть определенный формальный канал для коммуникации с каждым членом организации;

3)  цепочки коммуникаций должны быть по возможности прямыми и короткими;

4)  преимущественно должны использоваться целостные формальные каналы коммуникаций;

5)  люди, через которых осуществляются коммуникации, должны быть компетентными;

6)  цепочка коммуникаций не должна прерываться до тех пор, пока организация функционирует;

7) необходимо проверять результат каждого акта коммуникации.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми».

Значение коммуникаций

Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:

1.  Руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно данным многих экспертов, на это уходит 75—95% времени руководителей. Поэтому они должны быть заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;

2.  Коммуникации необходимы для эффективности управления;

3.  Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;

4.  Хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.

Измерения управленческих коммуникаций

 


Рис. 5 Модель управленческих коммуникаций по Ф. Лютенсу

Модель измерения управленческих коммуникаций рассматривает два основных их направления. По полюсам модели располагаются разновидности коммуникаторов:

а) верхний — гуманист-коммуникатор, активно осуществляющий процесс коммуникаций в рамках организационной иерархии по любым аспектам и склонный к деятельности с ориентацией на людей;

6) нижний — механический изоляционист, общающийся крайне мало и формально;

в) левый — неформальный созидатель, осуществляющий спонтанные коммуникации по всем направлениям и склонный к деятельности, направленной на развитие своих подчиненных;

г) правый — формальный контролер, осуществляющий заранее спланированные формальные коммуникации и склонный к деятельности с ориентацией

Похожие материалы

Информация о работе