несимметричном расположении колес относительно опор [1, c 32].
Принимаем коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию (рекомендуемые значения для прямозубых колес – 0,15…0,25) по ГОСТ 2185 – 66:
ψba=0,25
Определим межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев [1, c32]:
, где Ка= 49,5 для прямозубых колес;
мм, принимаем по ГОСТ 2185 – 66 ближайшее значение aw=315 мм.
Окружной модуль зацепления:
мм, принимаем по ГОСТ 9563 – 60 mt=4,0 мм.
Определим числа зубьев шестерни и колеса:
, примем z1=24, тогда число зубьев колеса
z2=z1·u=,
Фактическое значение межосевого расстояния
мм.
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
мм;
мм;
проверка
мм;
диаметры вершин зубьев:
мм;
мм;
диаметры впадин зубьев:
мм;
мм;
ширина колеса
b2=ψba·aw=0,25 мм;
примем b2=80 мм, ширина шестерни
b1=1,1b2= мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость колес
м/с,
Назначаем 8ую степень точности передачи.
Коэффициент нагрузки:
KH=KHβ·KHα·KHυ, где коэффициенты:
KHβ=1,09; при =0,9 и HB<350, [1, c39];
KHα=1; для прямозубых колес [1, c39];
KHυ=1,05; при v»5 м/с и HB<350, [1, c40];
KH=
Проверка контактных напряжений:
МПа,
Расчетное напряжение ниже допускаемого на 13 %, результат приемлем
Силы, действующие в зацеплении:
окружная:
Н;
радиальная:
Н;
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба [1, c46]:
, где KF – коэффициент нагрузки;
YF – коэффициент формы зуба, зависящий от числа зубьев;
Коэффициенты: KFβ=1,2; при =0,9 и HB<350, [1, c43];
KFυ=1,45; для 8ой степени точности и v<8м/с, [1, c43];
YF1 =3,90; YF2=3,60; [1, c42]
Допускаемое напряжение изгиба:
[1, c43], где
- предел выносливости, соответствующий базовому числу циклов;
SF – коэффициент безопасности.
=1,8HB, для принятого материала;
SF= SF’· SF’’, где коэффициенты:
SF’ – учитывает нестабильность свойств материала;
SF’’ – учитывает способ получения заготовки.
SF’=1,75, для выбранного материала;
SF’’=1, для поковок и штамповок;
SF=1,75
Допускаемые напряжения:
МПа;
МПа.
Чтобы определить, для какого колеса провести проверочный расчет, найдем отношения:
для шестерни МПа;
для колеса МПа.
Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, т.к. найденное отношение для него меньше.
, условие прочности выполнено.
3. Расчет шевронной цилиндрической передачи
Исходные данные:
u=4,5
T2=1550 Нм
T3=6750 Нм
Принимаем для шестерни сталь 40Х, термическая обработка улучшение. Твердость HB 270, для колеса та же марка стали, но твердость ниже – HB245.
Определим допускаемые напряжения:
МПа;
МПа.
Расчетное допускаемое контактное напряжение для косозубых колес:
МПа, [1, c35]
Принимаем ориентировочное значение коэффициента 1,1 при несимметричном расположении колес относительно опор [1, c 32].
Принимаем коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию по ГОСТ 2185 – 66:
ψba=0,4.
Определим межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев [1, c32]:
, где Ка= 43 для шевронных колес;
мм, принимаем по ГОСТ 2185 – 66 ближайшее значение aw=355 мм.
Нормальный модуль зацепления:
мм, принимаем по ГОСТ 9563 – 60 mn=4,5 мм.
Примем предварительно угол наклона зубьев β=30° и определим числа зубьев шестерни и колеса:
, число зубьев колеса
z4=z3·u=, принимаем .
Уточненное значение угла наклона зубьев
;
β=arccos 0,8683=29,7°.
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
мм;
мм;
проверка
мм;
диаметры вершин зубьев:
мм;
мм.
диаметры впадин зубьев:
мм;
мм;
ширина колеса
b4=ψba·aw=0,4 мм;
ширина шестерни
b3= 1,1b4= мм.
Принимаем зазор между зубьями для выхода режущего инструмента 20 мм (для шестерни).
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость колес
м/с,
Назначаем 8ую степень точности передачи.
Коэффициент нагрузки:
KH=KHβ·KHα·KHυ, где коэффициенты:
KHβ=1,15 [1, c39];
KHα=1,09 [1, c39];
KHυ=1,0 [1, c40];
KH=
Проверка контактных напряжений:
МПа,
Расчетное напряжение не превышает допускаемого. Результат приемлем.
Силы, действующие в зацеплении:
окружная, на одной половине:
Н;
радиальная:
Н;
осевая:
Н.
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба [1, c46]:
, где KF – коэффициент нагрузки;
YF – коэффициент формы зуба, зависящий от эквивалентного числа зубьев;
Yβ – коэффициент влияния угла наклона зубьев;
KFα – коэффициент неравномерности нагрузки между зубьями.
Коэффициенты: KFβ=1,17 [1, c43];
KFυ=1,1 [1, c43];
Эквивалентные числа зубьев:
Коэффициенты YF3 =3,72; YF4=3,60; [1, c42]
Допускаемое напряжение изгиба:
[1, c43], где
- предел выносливости, соответствующий базовому числу циклов;
SF – коэффициент безопасности.
=1,8HB, для принятого материала;
SF= SF’· SF’’, где коэффициенты:
SF’ – учитывает нестабильность свойств материала;
SF’’ – учитывает способ получения заготовки.
SF’=1,75, для выбранного материала;
SF’’=1, для поковок и штамповок;
SF=1,75
Допускаемые напряжения:
МПа;
МПа.
Чтобы определить, для какого колеса провести проверочный расчет, найдем отношения:
для шестерни МПа;
для колеса МПа.
Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, т.к. найденное отношение для него меньше.
Определим коэффициенты Yβ и KFα :
;
для средних значений коэффициента торцового перекрытия εα=1,5 и 8ой степени точности:
, условие прочности выполнено.
4. Ориентировочный расчет валов редуктора
Исходные данные:
Вращающие моменты: Т1=290 Нм;
Т2=1550 Нм;
Т3=6750 Нм;
Расчет проводим на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Расчетная формула диаметра выходного конца вала:
,
где допускаемое напряжение
МПа,
Ведущий вал редуктора:
мм, принимаем диаметр выходного конца 45 мм;
примем диаметр шеек под подшипники dП1=50 мм;
диаметр под шестерней 55 мм.
Промежуточный вал редуктора:
мм, примем диаметр шеек под подшипники dП2=80 мм;
примем диаметр вала под зубчатые колеса dk2=85 мм.
Ведомый вал редуктора:
мм,
Примем диаметр выходного конца вала под полумуфту dB3=115 мм;
примем диаметр шеек под подшипники dП2=120 мм;
примем диаметр вала под зубчатое колесо dk2=125 мм.
5. Конструктивные размеры зубчатых колес редуктора
Быстроходная ступень:
Шестерня:
мм; мм; мм; b1=88 мм.
Диаметр вала мм;
Ступицу не выделяем.
Зубчатое колесо:
мм; мм; мм; b2=80 мм;
диаметр ступицы
мм;
длина ступицы
мм, примем lст=100 мм;
толщина диска
мм;
толщина обода
мм.
Примем мм.
Тихоходная ступень:
Шестерня:
мм; мм; мм; b3=156 мм.
Диаметр вала мм;
Ступицу не выделяем.
Зубчатое колесо:
мм; мм; мм; b4=142 мм;
диаметр ступицы
мм;
длина ступицы
мм, примем lст=190 мм;
толщина диска
мм;
толщина обода
мм.
Примем мм.
6. Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенки корпуса редуктора:
[2, ч2, с277]
мм;
примем δ=14 мм;
Толщина стенки крышки редуктора [2, ч2, с277]
мм;
примем δ1=14 мм;
Толщина верхнего фланца корпуса [2, ч2, с277]:
мм;
Толщина фланца крышки редуктора [2, ч2, с277]:
мм;
Толщина фундаментных лап [2, ч2, с277]:
мм
Диаметры фундаментных болтов
dф=мм;
Принимаем болты М24
Диаметры болтов, стягивающих крышку с корпусом:
у подшипников d=0,75· dф=0,75· 24=18 мм; примем болты М20;
по фланцам d1=0,6· dф=0,6· 24=14,4 мм; примем болты М16;
Диаметр штифта
dшт=12мм.
Толщина ребер корпуса
14=11,2…14мм;
примем мм.
7. Компоновка редуктора
Компоновочный чертеж выполняем в одной проекции – разрез по осям валов при снятой крышке редуктора.
По ранее найденным размерам вычерчиваем зубчатые колеса. Очерчиваем стенку корпуса, принимая зазор между торцом ступицы и стенкой 15 мм.
Намечаем подшипники средней серии.
Таблица 1
Геометрические и механические параметры подшипников
Обозначение подшипника |
d |
D |
B |
Грузоподъемность, кН |
|
Размеры, мм |
С |
С0 |
|||
310 |
50 |
110 |
27 |
65,8 |
36,0 |
316 |
80 |
170 |
39 |
124,0 |
80,0 |
324 |
120 |
260 |
55 |
214,0 |
172,0 |
Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца.
8. Проверка долговечности подшипников
Ведущий вал редуктора:
Из компоновочного чертежа измерением находим расстояние между опорами l1=390 мм, а=300 мм; b=90 мм.
Определим реакции опор:
Н;
Н;
Н;
Н;
Рис. 1. Расчетная схема ведущего вала
Суммарные нагрузки на опоры
Н;
Н;
Долговечность определяем по более нагруженной опоре – 2.
Эквивалентная нагрузка
, где =1,3 – коэффициент нагрузки;
КТ=1 – температурный коэффициент;
V=1 – при вращении внутреннего кольца подшипника;
кН.
Расчетная долговечность
млн. об.
ч,
долговечность приемлема, т.к. превышает минимально допустимую долговечность подшипника, равную 10000ч.
Промежуточный вал редуктора:
Рис. 2. Расчетная схема промежуточного вала
Из компоновочного чертежа измерением находим расстояние между опорами l2=400 мм, а=140 мм; b=165 мм; с=95.
Определим реакции опор:
Н;
Н;
Н;
Н;
Суммарные нагрузки на опоры
Н;
Н;
Долговечность определяем по более нагруженной опоре – 3.
Эквивалентная нагрузка
кН.
Расчетная долговечность
млн. об.
ч, долговечность приемлема.
Ведомый вал редуктора:
Из компоновочного чертежа измерением находим расстояние между опорами l3=415 мм, а=145 мм; b=270 мм.
Определим реакции опор:
Н;
Н;
Н;
Н.
Н;
Н;
Долговечность определяем по более нагруженной опоре – 5.
Рис. 3. Расчетная схема ведомого вала
Эквивалентная нагрузка
кН.
Расчетная долговечность
млн. об.
тыс. ч, долговечность приемлема.
9. Выбор и проверка шпонок
Выбираем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78.
Напряжение смятия и условие прочности:
, где b,h,l,t – геометрические параметры шпонки;
d – диаметр вала;
=120 МПа.
Параметры выбранных шпонок и результаты расчета сведем в табл
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.