Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет прикладной математики - процессов управления
Салахиева
Марина
Рафиковна
Группа 452__
«Моделирование социально-экономических систем.»
Преподаватель Малафеев О. А.
Санкт-Петербург
2010
Введение.
Рассматриваются управляемые космические аппараты (КА) с солнечными парусами (СП) на кеплеровских орбитах. Управление полетом КА осуществляется путем изменения угла установки СП относительно солнечных лучей. Будем считать, что в начальный момент времени КА уже выведены на свои орбиты и им задана начальная скорость.
[5] Рассмотрим случай, когда парус плоский и ориентируется в пространстве так, чтобы он был всё время перпендикулярен лучам, идущим от Солнца (рисунок). Будем полагать, что ракетный двигатель космического корабля выключен. Будем считать, что в начальный момент времени КА уже выведены на свои орбиты и им задана начальная скорость. Найдём траекторию, по которой будет в этом случае двигаться корабль.
Введём
следующие обозначения: - площадь паруса,
- расстояние паруса от центра Солнца,
- среднее расстояние от Земли до Солнца.
Сила, с которой солнечные лучи отталкивают парус, может быть вычислена по
формуле:
, где
-
коэффициент пропорциональности, который может быть найден экспериментально.
Этот коэффициент называют константой светового давления. Число
показывает с какой силой давят солнечные
лучи на перпендикулярную с ним площадку, имеющую площадь 1 м2 и расположенную вблизи Земли. Можно принять, что для абсолютно чёрного паруса
. Произведение
- это
суммарная сила, с которой солнечный свет давит на парус, когда последний
находится вблизи Земли.
Обозначим
через массу космического корабля (вместе с
парусом), через
- массу Солнца. Рассмотрим
случай, когда влиянием других небесных тел, кроме Солнца, на корабль можно
пренебречь (корабль находится далеко от них).
Выберем систему отсчёта с началом в центре Солнца и с осями, постоянно ориентированными в пространстве. Дифференциальное уравнение движения корабля относительно Солнца, очевидно, таково:
(здесь
- радиус-вектор корабля
). Введем
.
Корабль с солнечным
парусом, постоянно ориентированным перпендикулярно к солнечным лучам, будет
двигаться по коническому сечению (по эллипсу, параболе или гиперболе). При этом
следует считать величину положительной, то есть
площадь паруса не очень большой.
Корабль с СП имеет следующие модели движения зависящие от площади паруса, на которую действует световое давление (т.е. от угла его ориентации по отношению к солнечным лучам) :
1)
При ,
, ( v0-начальная
скорость КА) корабль движется вокруг Солнца по некоторому эллипсу.
Этот эллипс будет тем более вытянутым, чем больше площадь паруса. Но с течением
времени этот эллипс не будет деформироваться, не будет растягиваться (несмотря
на постоянное, непрерывное давление солнечных лучей на парус!), и корабль через
определённые (одинаковые) промежутки времени будет приходить к той точке своей
первоначальной круговой орбиты, где был развёрнут парус.
2)
Если или
, то
корабль неограниченно удаляется от Солнца (соответственно по параболе
или гиперболе).
3)
Пусть выбрано настолько большим, чтобы
, то есть
.
Тогда солнечное давление на парус компенсирует силу тяготения корабля к Солнцу,
и корабль движется равномерно и прямолинейно.
4)
Если же площадь паруса будет больше, чем , то
сила, с которой солнечное излучение отталкивает парус будет больше силы, с
которой солнечная масса притягивает корабль. Корабль неограниченно удаляется
от Солнца по некоторой траектории, обращённой своей выпуклостью к Солнцу.
Таким образом мы видим, что управляя углом установки паруса и меняя тем самым его активную площадь, мы можем рассматривать задачу преследования , в которой игроками являются КА с СП.
I. Рассматривается антагонистическая игра Г(fp0
, fE0), в которой принимают
участие два игрока - преследователь Р и убегающий Е. fp0
= (x0 , Sp0),
fE0 = (y0
, SE0) , здесь х0
, у0 суть начальные кеплеровские орбиты КА. Sp0,
SE0 –площади парусов в начальный
момент времени. Продолжительность игры Т < ∞. Причем
, h(r) = 0 – заданная плоская замкнутая кривая, «линия жизни». В
нашей задаче линией жизни может являться орбита какой-либо внешней планеты.
Цель игрока Р – обеспечить минимальное сближение с убегающим Е, до того как тот достигнет «линии жизни», цель убегающего Е – достичь «линию жизни» избежав до этого встречи с игроком Р.
При этом
посторенние межорбитальных перелетов КА основывается на методе импульсных
аппроксимаций активных участков (это возможно, если при выборе угла установки
мы проверяем условие, что , s1,
s2 вычисляются по формулам, описанным в
введении).
Будем считать,
что выбирая угол установки паруса, корабль получает импульс V
равный величине тяги , создаваемой СП [2]. , где
дин/см2 –давление
солнечной радиации на орбите Земли; S — площадь паруса;
–расстояние
от Солнца до орбиты Земли. При этом не учитываются гравитационные потери
маневра. Изменение скорости КА может быть записано как
,
где Vr –радиальная
скорость КА , Vθ – тангенсальная скорость ([2]).
Рассматриваем случай ,когда игра происходит в одной плоскости.
II. Обозначим
через множества орбит, которые могут быть
достигнуты игроками Р , Е соответственно, из начальной орбиты х0, у0
при активной площади Sp, SE.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.