Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет прикладной математики - процессов управления
Салахиева
Марина
Рафиковна
Группа 452__
«Моделирование социально-экономических систем.»
Преподаватель Малафеев О. А.
Санкт-Петербург
2010
Введение.
Рассматриваются управляемые космические аппараты (КА) с солнечными парусами (СП) на кеплеровских орбитах. Управление полетом КА осуществляется путем изменения угла установки СП относительно солнечных лучей. Будем считать, что в начальный момент времени КА уже выведены на свои орбиты и им задана начальная скорость.
[5] Рассмотрим случай, когда парус плоский и ориентируется в пространстве так, чтобы он был всё время перпендикулярен лучам, идущим от Солнца (рисунок). Будем полагать, что ракетный двигатель космического корабля выключен. Будем считать, что в начальный момент времени КА уже выведены на свои орбиты и им задана начальная скорость. Найдём траекторию, по которой будет в этом случае двигаться корабль.
Введём следующие обозначения: - площадь паруса, - расстояние паруса от центра Солнца, - среднее расстояние от Земли до Солнца. Сила, с которой солнечные лучи отталкивают парус, может быть вычислена по формуле: , где - коэффициент пропорциональности, который может быть найден экспериментально. Этот коэффициент называют константой светового давления. Число показывает с какой силой давят солнечные лучи на перпендикулярную с ним площадку, имеющую площадь 1 м2 и расположенную вблизи Земли. Можно принять, что для абсолютно чёрного паруса . Произведение - это суммарная сила, с которой солнечный свет давит на парус, когда последний находится вблизи Земли.
Обозначим через массу космического корабля (вместе с парусом), через - массу Солнца. Рассмотрим случай, когда влиянием других небесных тел, кроме Солнца, на корабль можно пренебречь (корабль находится далеко от них).
Выберем систему отсчёта с началом в центре Солнца и с осями, постоянно ориентированными в пространстве. Дифференциальное уравнение движения корабля относительно Солнца, очевидно, таково:
(здесь - радиус-вектор корабля ). Введем .
Корабль с солнечным парусом, постоянно ориентированным перпендикулярно к солнечным лучам, будет двигаться по коническому сечению (по эллипсу, параболе или гиперболе). При этом следует считать величину положительной, то есть площадь паруса не очень большой.
Корабль с СП имеет следующие модели движения зависящие от площади паруса, на которую действует световое давление (т.е. от угла его ориентации по отношению к солнечным лучам) :
1) При ,, ( v0-начальная скорость КА) корабль движется вокруг Солнца по некоторому эллипсу. Этот эллипс будет тем более вытянутым, чем больше площадь паруса. Но с течением времени этот эллипс не будет деформироваться, не будет растягиваться (несмотря на постоянное, непрерывное давление солнечных лучей на парус!), и корабль через определённые (одинаковые) промежутки времени будет приходить к той точке своей первоначальной круговой орбиты, где был развёрнут парус.
2) Если или , то корабль неограниченно удаляется от Солнца (соответственно по параболе или гиперболе).
3) Пусть выбрано настолько большим, чтобы , то есть . Тогда солнечное давление на парус компенсирует силу тяготения корабля к Солнцу, и корабль движется равномерно и прямолинейно.
4) Если же площадь паруса будет больше, чем , то сила, с которой солнечное излучение отталкивает парус будет больше силы, с которой солнечная масса притягивает корабль. Корабль неограниченно удаляется от Солнца по некоторой траектории, обращённой своей выпуклостью к Солнцу.
Таким образом мы видим, что управляя углом установки паруса и меняя тем самым его активную площадь, мы можем рассматривать задачу преследования , в которой игроками являются КА с СП.
I. Рассматривается антагонистическая игра Г(fp0 , fE0), в которой принимают участие два игрока - преследователь Р и убегающий Е. fp0 = (x0 , Sp0), fE0 = (y0 , SE0) , здесь х0 , у0 суть начальные кеплеровские орбиты КА. Sp0, SE0 –площади парусов в начальный момент времени. Продолжительность игры Т < ∞. Причем , h(r) = 0 – заданная плоская замкнутая кривая, «линия жизни». В нашей задаче линией жизни может являться орбита какой-либо внешней планеты.
Цель игрока Р – обеспечить минимальное сближение с убегающим Е, до того как тот достигнет «линии жизни», цель убегающего Е – достичь «линию жизни» избежав до этого встречи с игроком Р.
При этом посторенние межорбитальных перелетов КА основывается на методе импульсных аппроксимаций активных участков (это возможно, если при выборе угла установки мы проверяем условие, что , s1, s2 вычисляются по формулам, описанным в введении).
Будем считать, что выбирая угол установки паруса, корабль получает импульс V равный величине тяги , создаваемой СП [2]. , где дин/см2 –давление солнечной радиации на орбите Земли; S — площадь паруса; –расстояние от Солнца до орбиты Земли. При этом не учитываются гравитационные потери маневра. Изменение скорости КА может быть записано как , где Vr –радиальная скорость КА , Vθ – тангенсальная скорость ([2]).
Рассматриваем случай ,когда игра происходит в одной плоскости.
II. Обозначим через множества орбит, которые могут быть достигнуты игроками Р , Е соответственно, из начальной орбиты х0, у0 при активной площади Sp, SE.
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.