Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет прикладной математики - процессов управления
Салахиева
Марина
Рафиковна
Группа 452__
«Моделирование социально-экономических систем.»
Преподаватель Малафеев О. А.
Санкт-Петербург
2010
Введение.
Рассматриваются управляемые космические аппараты (КА) с солнечными парусами (СП) на кеплеровских орбитах. Управление полетом КА осуществляется путем изменения угла установки СП относительно солнечных лучей. Будем считать, что в начальный момент времени КА уже выведены на свои орбиты и им задана начальная скорость.
[5] Рассмотрим случай, когда парус плоский и ориентируется в пространстве так, чтобы он был всё время перпендикулярен лучам, идущим от Солнца (рисунок). Будем полагать, что ракетный двигатель космического корабля выключен. Будем считать, что в начальный момент времени КА уже выведены на свои орбиты и им задана начальная скорость. Найдём траекторию, по которой будет в этом случае двигаться корабль.
Введём следующие обозначения: - площадь паруса, - расстояние паруса от центра Солнца, - среднее расстояние от Земли до Солнца. Сила, с которой солнечные лучи отталкивают парус, может быть вычислена по формуле: , где - коэффициент пропорциональности, который может быть найден экспериментально. Этот коэффициент называют константой светового давления. Число показывает с какой силой давят солнечные лучи на перпендикулярную с ним площадку, имеющую площадь 1 м2 и расположенную вблизи Земли. Можно принять, что для абсолютно чёрного паруса . Произведение - это суммарная сила, с которой солнечный свет давит на парус, когда последний находится вблизи Земли.
Обозначим через массу космического корабля (вместе с парусом), через - массу Солнца. Рассмотрим случай, когда влиянием других небесных тел, кроме Солнца, на корабль можно пренебречь (корабль находится далеко от них).
Выберем систему отсчёта с началом в центре Солнца и с осями, постоянно ориентированными в пространстве. Дифференциальное уравнение движения корабля относительно Солнца, очевидно, таково:
(здесь - радиус-вектор корабля ). Введем .
Корабль с солнечным парусом, постоянно ориентированным перпендикулярно к солнечным лучам, будет двигаться по коническому сечению (по эллипсу, параболе или гиперболе). При этом следует считать величину положительной, то есть площадь паруса не очень большой.
Корабль с СП имеет следующие модели движения зависящие от площади паруса, на которую действует световое давление (т.е. от угла его ориентации по отношению к солнечным лучам) :
1) При ,, ( v0-начальная скорость КА) корабль движется вокруг Солнца по некоторому эллипсу. Этот эллипс будет тем более вытянутым, чем больше площадь паруса. Но с течением времени этот эллипс не будет деформироваться, не будет растягиваться (несмотря на постоянное, непрерывное давление солнечных лучей на парус!), и корабль через определённые (одинаковые) промежутки времени будет приходить к той точке своей первоначальной круговой орбиты, где был развёрнут парус.
2) Если или , то корабль неограниченно удаляется от Солнца (соответственно по параболе или гиперболе).
3) Пусть выбрано настолько большим, чтобы , то есть . Тогда солнечное давление на парус компенсирует силу тяготения корабля к Солнцу, и корабль движется равномерно и прямолинейно.
4) Если же площадь паруса будет больше, чем , то сила, с которой солнечное излучение отталкивает парус будет больше силы, с которой солнечная масса притягивает корабль. Корабль неограниченно удаляется от Солнца по некоторой траектории, обращённой своей выпуклостью к Солнцу.
Таким образом мы видим, что управляя углом установки паруса и меняя тем самым его активную площадь, мы можем рассматривать задачу преследования , в которой игроками являются КА с СП.
I. Рассматривается антагонистическая игра Г(fp0 , fE0), в которой принимают участие два игрока - преследователь Р и убегающий Е. fp0 = (x0 , Sp0), fE0 = (y0 , SE0) , здесь х0 , у0 суть начальные кеплеровские орбиты КА. Sp0, SE0 –площади парусов в начальный момент времени. Продолжительность игры Т < ∞. Причем , h(r) = 0 – заданная плоская замкнутая кривая, «линия жизни». В нашей задаче линией жизни может являться орбита какой-либо внешней планеты.
Цель игрока Р – обеспечить минимальное сближение с убегающим Е, до того как тот достигнет «линии жизни», цель убегающего Е – достичь «линию жизни» избежав до этого встречи с игроком Р.
При этом посторенние межорбитальных перелетов КА основывается на методе импульсных аппроксимаций активных участков (это возможно, если при выборе угла установки мы проверяем условие, что , s1, s2 вычисляются по формулам, описанным в введении).
Будем считать, что выбирая угол установки паруса, корабль получает импульс V равный величине тяги , создаваемой СП [2]. , где дин/см2 –давление солнечной радиации на орбите Земли; S — площадь паруса; –расстояние от Солнца до орбиты Земли. При этом не учитываются гравитационные потери маневра. Изменение скорости КА может быть записано как , где Vr –радиальная скорость КА , Vθ – тангенсальная скорость ([2]).
Рассматриваем случай ,когда игра происходит в одной плоскости.
II. Обозначим через множества орбит, которые могут быть достигнуты игроками Р , Е соответственно, из начальной орбиты х0, у0 при активной площади Sp, SE.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.