На этапе анализа в отношении объекта исследований происходит осмысление накопленных эмпирических знаний, формируется терминологический аппарат, при помощи которого строится научная модель объекта. Эта модель обязательно включает в себя описание объективных законов и закономерностей, которым подчинено самостоятельное, т.е. без вмешательства субъекта, существование (жизнь) объекта. В свою очередь модель позволяет субъекту: 1) точно уяснить для себя и упорядочить цели в отношении объекта; 2) спрогнозировать возможные варианты поведения объекта в самом широком смысле этих слов; 3) выявить возможности влияния на объект (управления объектом).
На этапе синтеза происходит разработка алгоритмов и непосредственная реализация управления субъектом в отношении объекта для достижения поставленных целей. В данном контексте слово «управление» выступает именно как новое понятие, т.к. в самом широком смысле характеризует динамику отношений в уже знакомой нам тройке «субъект – объект – цель».
Здесь следует отметить, что предложенное описание научного цикла – это лишь первое приближение, требующее дальнейшей детализации и более глубокого осмысления. Так, например, сама научная модель в любой отрасли знания состоит из двух тесно взаимосвязанных элементов: 1) так называемой предметной области (физика, химия, биология и т.д.), в рамках которой исследуются объективные законы природы, накапливается эмпирический опыт; 2) математической модели, построенной с учетом предметных знаний. Именно этот факт находит свое отражение в выражении «математика – наука наук». Математическая модель позволяет проводить количественный анализ или, говоря бытовым языком – просчитывать варианты.
Появление науки рано или поздно приводит к технологическому скачку, в основе которого лежит возможность реализации виртуального эксперимента. Двухфазный цикл научных исследований анализ – синтез позволяет моделировать процесс управления объектом с помощью карандаша и бумаги (или компьютера, что в принципе то же самое). Другими словами, ученым не нужно строить, например, корабль, чтобы потом на практике убедится в своих ошибках и неточностях. Методы механики и математики позволяют заранее рассчитать оптимальные соотношения между мощностью двигателя, водоизмещением, параметрами рулевого управления и т.д. Причем, после первого этапа анализа – синтеза, начинается второй, т.е. происходит осмысление результатов экспериментов, уточняется модель, учитываются новые достижения теоретических исследований, как результат – осознаются новые возможности управления и, наконец, создается новое поколение продуктов в широком смысле этого слова (кораблей, самолетов и т.д.).
Этот бесконечный процесс научного познания законов природы и их применения для достижения поставленных целей можно представить как некоторую спираль (символ периодичности):
1-й этап анализа – синтеза → 2-й этап анализа – синтеза →3-й этап анализа – синтеза и т.д.
Наиболее ярким и наглядным примером является развитее авиации. Многовековая мечта человека о возможности полета (возможности воспарить, как птица) реализовалась именно после осмысления законов механики, открытых Ньютоном.
Здесь невозможно удержаться от еще одного очень важного наблюдения. Слово «мечта» не случайно выделено курсивом – символом важного термина! Мечта – это еще один источник целей в жизни человека, причем принципиально отличный от жесткой необходимости выживания в дикой природе. Более того, способность мечтать еще раз указывает на субъектность, заложенную природой в наш биологический вид.
Люди с инженерным образованием прекрасно знают, как тернист был путь первопроходцев в авиации, но процесс шел по своей научной спирали, не смотря ни на какие жертвы. И вот уже наступает первый отрыв от земли, первые полеты продолжительностью несколько минут, многоэтажные системы крыльев (этажерки) – неизбежное следствие небольшой мощности первых винтовых двигателей и зависимости подъемной силы от скорости движения и площади крыльев. Новые этапы анализа – синтеза приводили к разработке новых, более мощных двигателей, более «изящных» крыльев. Мой университетский однокашник во время экскурсии по мюнхенскому техническому музею рассказывал о том, как в борьбе с нежелательным завихрением воздушных потоков обтекающих крыло самолета, инженеры буквально затачивали заднюю кромку крыла до состояния лезвия бритвы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.