А теперь обратим внимание на очень интересный факт. Каждой из перечисленных проблем первобытного человека соответствует научное направление и прикладная технологическая отрасль экономики современного общества: 1) агрономия, животноводство – сельское хозяйство; 2) архитектура, материаловедение – строительная индустрия; 3) медицинские науки – система здравоохранения; 4) специфические разделы самых разных наук (физики, химии, биологии и т.д.) – военно-промышленный комплекс.
Упражнение. Подумайте, что является объектом (объектами) для каждого научного направления и какие цели ставятся в каждом из них?
Зададим себе вопрос «А что такое наука?» и попытаемся научиться находить точные моменты времени в истории Человечества, которые можно считать моментами возникновения той или иной науки.
Мы пока не будем давать строгого определения науки, претендующего на включение в состав философского словаря. Обратим внимание на главное общее свойство всех известных нам наук – наличие уже упоминавшегося выше терминологического аппарата (языка науки), который в свою очередь есть результат абстрактно-логического мышления человека.
Интересно, что побуждает исследователя создавать специфический язык науки и в чем объективная основа этого вида деятельности? Для ответа на этот вопрос введем понятие эмпирического знания,как знания полученного опытным путем. Например, наблюдение за плавающими фрагментами древесины в воде рано или поздно привело первобытного человека к пониманию возможности использования этого свойства дерева для транспортировки грузов через водные преграды или вдоль них. Очевидно также, что именно опытным путем происходило первичное накопление информации о полезных (вредных) свойствах животных, растений, минералов, металлов и т.д. Все эти микроэпизоды приобретения эмпирических знаний можно считать реакцией человека на различные факторы среды.
Что же происходит дальше в сознании человека, когда некоторый фактор среды обнаружен? Прежде всего, возникает «формула» или «стереотип распознавания» этого фактора в его будущих проявлениях. Термины, взятые в кавычки, демонстрируют в данном случае то обстоятельство, насколько вообще трудно подбирать слова при первичном описании достаточно общих понятий. «Формула» более понятное слово, т.к. распознавание фактора среды фиксируется и запоминается сознанием человека в виде связки «это – не это», при этом слово «стереотип» точнее отражает функциональность и многовариантность этого процесса. Так, например, еще до формирования членораздельной речи, пылающее пламя лесного пожара наверняка было в сознании наших предков символом – «это смертельная опасность».
Здесь мы подходим к очень важному понятию – различение, которое характеризует способность человека формировать представления об окружающем мире в виде связок это – не это. При этом важно понимать, что различение дано природой от рождения каждому человеку, но с другой стороны это навык интеллектуальной деятельности, который требует развития. Кто-то развивает и совершенствует его в течение всей жизни, а кто-то не задумывается об этом вовсе, оставляя его на первичном детском уровне. Сказанное – лишь первое знакомство с важным понятием, смысл которого мы еще будем уточнять в дальнейшем.
После распознавания фактора среды и включения соответствующей пары «это – не это» в картину представлений о природе, наступает второй и, пожалуй, важнейший момент: в психике индивида формируется второй стереотип – стереотип оценки фактора среды. Формально его можно описать как процесс присвоения логической константы одного из следующих видов: 1) очень хорошо (интересно, важно, полезно и т.д.); 2) просто хорошо (интересно, важно, полезно и т.д.); 3) не важно, не имеет значения; 4) плохо; 5) совсем плохо, совсем не интересно. По сути это некоторая шкала, которая может быть более или мене детальной, однако, здесь важно не это.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.