Забегая вперед, отметим достаточно очевидный, но часто ускользающий от внимания простого обывателя, факт. С одной стороны, стереотипы определяют поведение индивида в подавляющем большинстве жизненных ситуаций, оказывают существенное влияние на принимаемые им решения. С другой стороны, система формирования стереотипов распознавания «это – не это» и стереотипов оценки, а также способов передачи знаний о них от поколения к поколению представляет собой сущностное содержание культуры любого общества. Можно сказать, что индивид является в некотором смысле ее заложником, поскольку существующая в обществе система образования с детства навязывает человеку как верные, так и неверные представления о мире. Обратное влияние личности на культуру общества также возможно. Каждое поколение ученых, писателей, художников, представителей других профессий и простых тружеников пересматривает старые и создает новые стереотипы, изменяя, таким образом, текущее состояние культуры.
НРАВСТВЕННОСТЬ….???????
Теперь все готово для того, чтобы выстроить логическую цепочку, описывающую процесс накопления знаний:
Действие фактора среды → различение → формирование стереотипа это – не это и стереотип оценки →процесс накопления информации в виде эмпирических знаний → создание терминологии науки. Символ «→» можно заменить в этой схеме глаголом «приводит к» или «влечет».
Перечитайте последний абзац еще раз. Возможно, у вас появится ощущение, что последний этап –создание терминологии науки –несколько оторван от предыдущих, или несет в себе некоторое качественное отличие. Это действительно так. Более того, как только в истории мировой цивилизации появляется личность или коллектив людей, которые начинают осознанно формировать терминологию в рамках какой-то отрасли знания, то это и означает начало рождения науки.
Интересное наблюдение – рождение науки всегда авторитарно по сути, т.к. инициируется конкретными людьми. На первый взгляд данное замечание кажется банальным, однако из этого сразу следует, что в процессе рождения и дальнейшего развития науки велика доля субъективизма, которую несут с собой «отцы основатели». Забегая вперед, отметим, что этот субъективизм особенно сильно может проявиться в процессе интерпретации эмпирических знаний и теоретических выводов. Как следствие не исключены тупиковые ветви, способные на десятилетия затормозить процесс постижения истины.
В качестве классического примера рождения науки имеет смысл привести механику Исаака Ньютона. Пример идеален во всех отношениях. Во-первых, личность средневекового ученого как нельзя лучше демонстрирует упомянутый авторитаризм, во-вторых, красивая легенда об упавшем яблоке на великую голову – есть символ того самого момента времени в истории, который мы назвали рождением науки, в-третьих, знакомая всем по школьным учебникам суть законов Ньютона. Но самое главное, на что следует обратить внимание: в 1687 г. был опубликован грандиозный труд Исаака Ньютона "Математические начала натуральной философии". Эта книга представляет собой исторический памятник, в котором запечатлен процесс формирования терминологического аппарата механики. В ее начале существенная часть посвящена обстоятельному и подробному описанию смысла основных понятий и целесообразности их введения. «Масса», «импульс» и т.д., автор шаг за шагом формирует элементы мозаики, из которых в дальнейшем возникает научная картина законов движения тел.
Важный вывод, который необходимо сделать всем, кто собирается изучать ту или иную научную дисциплину, состоит в том, что начинать нужно всегда с осознанного, вдумчивого освоения терминологии. Поверхностное, торопливое отношение, начетничество в этом вопросе – есть первопричина всех будущих ошибок и некомпетентности.
Рассмотрим теперь цикл научных исследований, который состоит из двух фаз: первая – анализ, вторая – синтез.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.