Система алгебраических уравнений (2) для решения ее методам простой итерации сначала приводится к виду, удобному для проведения итераций. Для этого каждое уравнение решается относительно неизвестных переменных x1, x2, x3, которые находятся на главной диагонали в системе (2) (предварительно уравнения в системе (2) переставляются так, чтобы на главной диагонали коэффициенты были по модулю наибольшими среди остальных коэффициентов строки):
(18)
Вводя матрицы
C= ,
Систему (18) можно записать в виде:
X=C+DX. (19)
Неизвестная величина X в эту систему входит в левую и правую части. Для того чтобы начать итерационный процесс по формуле (19), необходима сначала выбрать так называемое начальное, или нулевое, приближение Х(0), подставить его в правую часть формулы (19) и посчитать первое приближение неизвестной величины X(1):
X(1)=C+DX(0).
Затем первое приближение X(1) опять подставляется в правую часть уравнения (19) и высчитывается второе приближение X(2):
X(2)=C+DX(1).
Продолжая этот процесс, для k-ого приближения имеем:
X(k)=C+DX(k-1). (20)
Когда последовательность приближений X(1), X(2), ...X(k) имеет лимит, то этот лимит и является решением системы (2). Алгоритм (20) называется алгоритмом итераций для СЛАУ. В качестве условия для окончания итерационного процесса можно принять требование того, чтобы наибольшая относительная разность (к)-ого и (к-1)-ого приближений неизвестной величины X не превышала некоторой вперед заданной погрешности ерs итерационного процесса:
. (21)
Итерационный процесс характеризуется таким важным для него качеством, как сходимость. Только сходящийся итерационный процесс может привести к получению решения системы (2). Условиями сходимости итерационного процесса являются, например, следующие:
(22)
Модули коэффициентов, которые находятся на главной диагонали матрицы коэффициентов А, должны быть больше суммы модулей остальных коэффициентов в соответствующей строчке или столбце матрицы А.
Пример. Методом простой итерации решить СЛАУ:
Условия сходимости (22) для каждого уравнения исполняются: для каждой строчки имеем 1 + 1 < 4 . Приведем систему к виду, удобному для выполнения итераций:
(23)
В качестве начального приближения возьмем матрицу C:
Первое приближение X(1) получим, подставив X(0) в правую часть системы (23):
.
Таким образом, первое приближение:
.
Подставляем его в правую часть системы (23) и высчитываем второе приближение:
Или:
Применяя этот алгоритм, получим следующие приближения:
и так далее.
Точное решение системы:
2.3.2. Метод Зейделя (метод улучшенной итерации)
Метод Зейделя отличается от метода простой итерации тем, что при расчете неизвестной величины k-ого приближения в правую часть системы (23) подставляются переменные k-ого приближения, которые уже вычислены на текущем k-том итерационном шаге из первого, второго, ... i-1 уравнений, и переменные k-1-ого приближения, получившиеся на предыдущем итерационном шаге. Например, формулы для расчета первого приближения Х(1) в развернутой форме для системы третьего порядка имеют вид:
В большинстве случаев метод Зейделя дает лучшую сходимость итерационного процесса в сравнении с методом простой итерации
Пример 5. Решить систему примера 4 методом Зейделя.
Используя систему (23) и нулевое приближение X(0)=C, получим первое приближение X(1):
Применяя последовательно алгоритм Зейделя, получим:
и так далее.
Сравнивая получившиеся результаты с точным решением системы и с результатами метода простой итерации, можно констатировать лучшую сходимость метода Зейделя в сравнении с методом простой итерации.
2.4. Программная реализация точных и приближенных методов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.