Трещинообразование в строительных элементах и конструкциях

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Развитие строительства и его новых технологических методов, а также тенденция к всё более широкой индустриализации производства строительных элементов, вызванная ростом числа одновременно сооружаемых объектов, вынуждают строителей обращать пристальное внимание на всевозможные дефекты конструкций, возникающие в процессе их возведения и эксплуатации.

Если в строительстве каменных конструкций имеются многовековые традиции, то железобетонные, появившиеся лишь в первом десятилетии двадцатого века, обусловили внедрение совершенно новых методов производства работ, особенно с возникновением сборного предварительно напряженного железобетона.

Но и каменные конструкции сейчас выглядят иначе, чем прежде. Каменными теперь делают только вертикальные несущие элементы, выполненные в виде стен, а не сегментных сводов, перекрытий Клейна или других элементов перекрытий, которые сегодня широко заменены сборными балочными и плитными перекрытиями, опёртыми на каменные стены. Наиболее часто совершаются ошибки при строительстве, а иногда и проектировании именно каменных объектов с комбинированными конструкциями. Дефекты и аварии строительных конструкций бывают вызваны ошибками, связанными как с самими сборными элементами, так и с новыми способами соединения железобетонных элементов с кирпичными стенами.

Основываясь на этимологическом анализе строительной терминологии разных стран, считается возможным использовать следующие определения:

повреждение механическое или структурное (физико-химическое) изменение в конструктивных элементах объекта, не вызывающее существенных нарушений в процессе эксплуатации объекта и не представляющее опасности для устойчивости конструкции ко времени его обнаружения;

авария повреждение одного или нескольких конструктивных элементов, вызывающее перебои в процессе эксплуатации объекта или угрожающее безопасности человека;

катастрофа неожиданное разрушение конструкции, делающее невозможным дальнейшее её использование. Катастрофа, как правило, приводит к человеческим жертвам и значительным материальным потерям.

Можно выделить два основных способа квалификации аварий в строительстве.

В первом способе аварии группируются по причинам, их вызывающим, — ошибки проектирования, дефекты производства, неправильная эксплуатация конструкций и т.д. Такое деление, по мнению многих авторов, удобно для проектировщиков и экспертов тем, что помогает выявить возможность возникновения дефектов и аварий для каждого этапа строительства. Однако в этом случае аварии не связывают с каким-либо определенным видом конструкции.

Второй способ классификации аварий основан на делении их по материалам, из которых изготовлены конструкции (бетонные, каменные, стальные, деревянные и т.д.), а также ко второму способу отнесены аварии фундаментов, старых зданий, аварии, вызванные ураганами, пожарами, взрывами и т. п. Это позволяет осветить характерные причины аварий, свойственных определенным видам конструкций, а также выяснить, как часто такие аварии происходят, что открывает широкие возможности для разработки методов выявления и устранения ошибок, типичных для каждого вида конструкций.

В практической работе по проведении экспертной оценки рекомендуется использовать способ классификации аварий, несколько отличающийся от перечисленных выше.

Мы рассмотрим вопросы появления трещин в бетонных и каменных конструкциях. Трещинообразование является ключевым вопросом «диагностики» повреждения конструкций: морфология трещин, их форма и изменения во времени могут быть критериями оценки состояния конструкций, позволяющими облегчить выявление причин возникновения повреждений и оценить степень их опасности.

Затем в соответствии с вышеупомянутыми способами классификации аварий будут рассмотрены их причины и возможные последствия.

Однако следует помнить, что создать единый сборник безусловных рецептов выявления любых строительных дефектов и ликвидации любых аварий дело заведомо безнадёжное. Так как каждое повреждение и авария, несмотря на повторяемость некоторых признаков, общих для всех случаев, являются событиями уникальными и требуют к себе только индивидуального подхода.

Необходимо отметить, что аварии, вызванные только одной причиной, крайне редки и описываются для лучшего восприятия в качестве примера, значительно чаще аварии возникают в результате нескольких причин. Однако главную из них в таких случаях установить бывает весьма затруднительно, а именно это и внимательная оценка состояния конструкции определяют выбор способа её усиления и защиты от возможной аварии.

1.  ТРЕЩИНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ И КОНСТРУКЦИЯХ

1.1.  ТРЕЩИНЫ В БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ

1.1.1.  ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Похожие материалы

Информация о работе