Технология вибрационного уплотнения бетона при устройстве монолитных конструкций, страница 7

Для расширения зоны, обслуживаемой вибратором, некоторые фирмы выпускают вибраторы, рассчитанные на напряжение 110-115 В и 230-250 В. В этом случае для предохранения обслуживающего персонала от поражения электрическим током необходимо применять специальные защитно-отключающие устройства.

В ручных глубинных вибраторах со встроенным электродвигателем используются два типа вибромеханизмов: дебалансный и планетарный с цилиндрической обкаткой (рис.3).

Рис.3. Вибромеханизмы глубинных вибраторов со встроенным двигателем:

а - дебалансный; б - планетарный

Наиболее распространенной является схема с дебалансным вибромеханизмом (см.рис.3, а), при которой вал приводного электродвигателя соединяется с дебалансным валом, установленным в подшипниках. При вращении неуравновешенной массы (дебаланса) возникает центробежная (вынуждающая) сила, которая через корпус вибратора передается бетонной смеси.

Надежность этого типа вибраторов определяется наиболее нагруженными элементами конструкции, которыми являются подшипники дебалансного вала.

Менее распространены вибраторы со встроенным электродвигателем, имеющие планетарный вибромеханизм (рис.3, б). По такой схеме выпускаются вибраторы фирмы "Wacker" (Германия), модели, имеющие в обозначении букву "Y".

У вибраторов этого типа вал электродвигателя соединен с водилом, на котором закреплен цилиндрический бегунок - дебаланс. При вращении вала бегунок, увлекаемый водилом, совершает обкатку по внутренней цилиндрической поверхности корпуса. В этом случае вынуждающая сила передается непосредственно от бегунка на корпус. Преимуществом планетарного вибромеханизма является отсутствие тяжело нагруженных подшипников дебалансного вала. Надежность такого вибратора зависит от износа планетарной пары бегунок-корпус, подверженных значительным контактным напряжениям. Вибратор с планетарным вибромеханизмом тяжелее вибратора с дебалансной схемой возбуждения при одинаковом диаметре вибронаконечника. Так, например, вибратор фирмы "Wacker" JR(S)ЕК 1.1Y/42 (планетарная схема) с диаметром вибронаконечника 57 мм имеет массу на 10% больше, чем вибратор JRE-57 (дебалансная схема) с таким же диаметром рабочей части.

Спецификой работы подшипников вибрационных машин является их подверженность инерционным нагрузкам. В процессе работы корпус вибратора и все жестко соединенные с ним детали испытывают значительные динамические нагрузки, соответствующие ускорениям до 150 .

Как показала практика, подшипники глубинных вибраторов выходят из строя вследствие разрушения сепараторов под действием вибрации.

Зарубежные фирмы устанавливают в специальные вибрационные машины вибростойкие подшипники. В отечественных вибраторах используются подшипники общего назначения. На надежность вибраторов оказывает влияние система смазки подшипников, вибростойкость обмотки электродвигателя и др.

Корпус глубинного вибратора имеет, как правило, цилиндрическую форму и снабжается сферическим или конусным колпаком в нижней части для облегчения погружения в бетонную смесь (рис.4-6). В процессе работы наиболее интенсивному абразивному износу подвергается нижняя часть вибратора.

Рис.4 Вибронаконечник глубинного вибратора ИВ-102А:

1 - колпак; 2, 6 - подшипники дебалансного вала, 3 - дебалансный вал; 4 - корпус; 5 - дебаланс; 7 - электродвигатель; 8 - крышка-штуцер;

9 - защитный шланг

Рис.5. Глубинный вибратор типа В-М70 фирмы "Bamo" (Италия):

1 - колпак; 2 - подшипник дебалансного вала; 3 - корпус дебалансного блока; 4 - дебалансный вал; 5 - муфта; 6 - подшипник электродвигателя; 7 - статор электродвигателя; 9 - вал ротора электродвигателя; 10 - крышка-штуцер; 11 - защитный шланг;

12 - выключатель; 13 - кабель; 14 - вилка

Рис.6. Принципиальная схема ручного глубинного вибратора со встроенным пневмодвигателем:

1 - ротор; 2 - ось; 3 - лопатка

Для увеличения долговечности зарубежные фирмы нижнюю часть вибраторов изготавливают из износостойкого материала или упрочняют ее. Фирма "Bosch", например, применяет защитную втулку из закаленной стали. У вибраторов фирмы "Netter" с разъемным корпусом гильза дебалансного блока имеет специальное покрытие сплавом карбида и вольфрама (рис.7).