Пример. Имеем три урны с содержимым на рис.
Субъект подходит к ним и выбирает наугад одну урну и вынимает из нее наугад шар. Какова вероятность того, что шар окажется белым?
Имеем событие A
A={появление белого шара}
Относительно формы проведения опыта можно выдвинуть три гипотезы:
H1={выбор субъектом первой урны};
H2={ выбор субъектом второй урны };
H3={ выбор субъектом третей урны }.
Относительно события гипотезы на нашем Ω образуют полную группу, т.к. больше выбирать нечего!
Можем сразу оценить P(H1)= P(H2)= P(H3)=1/3
Найдем условные вероятности вида P(A|Hi), i=1,3 – это легко сделать частотными методами. Имеем:
P(A|H1)=2/5; P(A|H2)=4/6; P(A|H3)=1
Вероятность P(A) определим по формуле полной вероятности, т.е.
P(A)=1/3(2/5+4/6+1)=11/15
Более насущный пример применения формулы полной вероятности.
Имеется N экзаменационных билетов, причем среди них n «счастливых».
Студенты подходят за билетами один за другим. У кого больше шансов взять «счастливый» билет: у того, кто подошел первым или у того, кто подошел вторым?
Ясно, что мы должны сравнить вероятности взятия наугад «счастливого» билета для указанных субъектов.
Вероятность взять «счастливый» билет для первого студента P1(“C”)=n/N, т.к. это случай шансов.
Относительно второго студента можно сформулировать две гипотезы:
H1={Первый студент взял «счастливый» билет};
H2={Первый студент взял «плохой» билет}.
Тогда для оценивания вероятности P2(“C”) – второй взял «счастливый» билет по формуле полной вероятности имеем:
P2(“C”)=P(H1)P1(“C”|H1)+P(H2)P2(“C”|H2)=
Итак, шансы для наших студентов взять наугад «счастливый» билет при последовательных действиях оказались равными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.