Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по рассмотрению индивидуальных трудовых споров регулируется ст.384-389 ТК РФ.
Ст.384 ТК не говорит об обязательности создания КТС в организации, т.к. создается по инициативе работников и (или) работодателя. Если ни одна из сторон не высказала такой инициативы, КТС может и не создаваться – это вытекает из содержания из смысла ст.384 ч.1 ТК РФ. Кроме того, на некоторых предприятиях создание комиссий по трудовым спорам не предусмотрено – органы МВД, воинские части в которых работают также и лица по трудовым договорам и т.д. Работники, которые работают в организациях, где нет комиссии по трудовым спорам, за восстановлением нарушенных прав будут обращаться непосредственно в суд.
Изменения: КТС Создается у работодателя юридического лица (организация) и у работодателя физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем.
КТС создается по инициативе обеих сторон, или одной из сторон из равного количества представителей от работодателя (он выносит распоряжение о создании КТС и назначении в её состав своих представителей) и от работников (представители в КТС от работников избирается общим собранием или делегируются представительным органом с последующим утверждением общим собранием0.
В структурном подразделении КТС может быть создана по решению общего собрания подразделения, но трудовые споры в них могут рассматриваться только в пределах полномочий данного подразделения в соответствии с уставом. Комиссия по трудовым спорам рассматривает только заявления работников, состоящих в трудовых отношениях с данным работодателем, на предприятии которого она создана.
Сама комиссия избирает председателя, секретаря. Имеет собственную печать.
Комиссия по трудовым спорам обязана принять к рассмотрению заявление работника при соблюдении двух обязательных условий: трудовой спор должен быть подведомственен данной комиссии по трудовым спорам, т.е. это может быть любой спор, кроме тех споров, которые ТК РФ или федеральным законом рассматриваются в ином порядке (судами, коллегиями, вышестоящими органами) и при условии, если этот спор работник с участием своего представителя или самостоятельно не урегулировал при непосредственных переговорах с работодателем. Следовательно, у работника должны быть доказательства, что он пытался урегулировать трудовой спор, вступив в переговоры, но не смог этого сделать (такими доказательствами могут быть зарегистрированное заявление на имя работодателя с визой об отказе последнего, запись на прием к руководителю и т.д.
Работник имеет право обратиться в КТС в 3 месячный срок со дня, когда ему стало или должно было стать известно о нарушении его права. Комиссия вправе при наличии уважительной причины пропуска данного срока сама его восстановить и рассмотреть спор.
Работник подает письменное заявление в КТС. Комиссия обязана по поступившему заявлению: провести его регистрацию, порядок проведения заседания отразить в протоколе, вынести решение комиссии, в котором отразить анкетные данные обратившегося работника, дату поступления заявления и вынесенного решения, существо решения и его обоснование со ссылкой на закон, состав членов комиссии и результаты голосования. Документация, которую обязана вести комиссия, не регламентируется, однако, для осуществления своих полномочий она должна иметь журнал регистрации заявлений, книгу ведения протоколов комиссии. Спор должен быть рассмотрен в 10 - дневный календарный срок (если в этот срок спор не рассмотрен, работник вправе передать его на рассмотрение в суд) обязательно в присутствии самого работника или уполномоченного им представителя. Без работника спор рассматривается только, если работник письменно заявил об этом в КТС. Если работник не является, рассмотрение спора откладывается. При неявке повторно без уважительной причины комиссия может снять вопроса с рассмотрения. В этом случае работник повторно в пределах 3- месячного срока может обратиться в КТС.
Комиссия правомочна рассматривать спор, если на ее заседании присутствовало не менее от представителей каждой стороны. КТС вправе заслушивать свидетелей, приглашать специалистов, затребовать от работодателя необходимые документы. Ведется протокол заседания комиссии, в котором расписывается председатель и ставится печать.
Комиссия тайным голосованием большинством голосов от каждой стороны принимает решение, в котором указывается наименование организации, фамилия. Имя и отчество обратившегося с заявлением, даты обращения и вынесения решения, существо спора, фамилии, имена и отчества членов комиссии и лиц, принимавших участие в ее заседании, существо решения с обоснованием и результаты голосования. Копии решения должны быть выданы обеим сторонам в течение 3 дней после его принятия, в копии решения должна стоять печать КТС и подпись председателя.
Решение КТС в течение 10 дней со дня вручения копии может быть обжаловано обеими сторонами в суд, данный срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин его пропуска.
Исполнение решения КТС.
В течение 10 дней после получения копии решения КТС оно не исполняется, т.к. обе стороны имеют право в этот срок обжаловать его в суд. По истечении этого срока решение должно быть исполнено обеими сторонами в течение 3 дней. Если в течение 3 дней решение не исполняется, КТС выдает работнику удостоверение, которое является исполнительным документом (вместо исполнительного листа) и исполняется судебным приставом в принудительном порядке. Срок предъявления удостоверения судебному приставу – 3 месяца со дня получения удостоверения.
Рассмотрение индивидуального трудового спора в КТС принято рассматривать как досудебный порядок рассмотрения ИТК, т.к. следующей инстанцией является суд.
Организационно-техническое обеспечение работы КТС осуществляет работодатель, который предоставляет для работы КТС помещение, оборудование, средства связи и т.д.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.