Технологизация содержания учебного процесса

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Артамонова М.В.

Москва

Открытие разнообразных видов школ с различными моделями содержания и организации учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющих  потребности учащихся их интересы и склонности, позволит приблизить практику к реализации новых технологий. Таких как: разноуровневое, модульное и проективное обучение, которые  рассчитаны на  взаимосотрудничество учителя и ученика. Эффективность и результативность учебной деятельности при применении новых технологий и в, частности, модульной организации процесса зависит во многом от содержания учебного материала, способа его подачи. Принципиальное отличие модульной системы организации учебно-воспитательного процесса от традиционной заключается в том, что  в обычных условиях ученик в процессе познания движется от частного к общему, методом проб и  ошибок к правильному заключению. Во втором случае, содержание обучения представляется в законченных  самостоятельных модулях, которые являются и информационной  базой и методическим руководством  к переработке и усвоению этой  информации. Процесс конструирования содержания каждого модуля и всего образовательного процесса определяется схемой: от начального  предметно-обобщенного представления Ю к структурному, функциональному сопредельно зависимому Ю и далее к детальному  и конкретно-операционному.

Т.е. процесс познания осуществляется от общего к частному. Такой подход, как никакой другой, позволяет ученику понять системность и взаимообусловленность мира, взаимосвязь  дисциплин.

Процесс обучения можно представить в виде иерархической  системы  от  всеобщих законов к частным правилам.

Во многих разработанных на сегодня блочно-модульных технологиях опора содержательной части технологии  формируется на базе конкретных дисциплин (предметов) и конкретных тем. Вероятно, было бы  целесообразно формировать содержание модулей на основе понятийной базы нескольких сопредельных дисциплин. Принцип от всеобщего к частному проявлялся бы в структуре содержания  обучения: вполне реально можно продемонстрировать проявление  закона и его практическое применение.  Например,  закон сохранения энергии и его проявления в различных областях: в биологии, химии, физике и  т.д. 

Проблема (факт, закон) рассматривается единовременно с разных сторон, что формирует объемное представление о предмете, и, в конечном счете, объективную картину мира. Ученик, познавая различные закономерности и правила, осваивает на основе алгоритмических предписаний пространство и границы их действия.  Это  создает основу для формирования мировоззрения, переводит общие знания в специальные и профессиональные. Такой подход к формированию содержания модулей более чем какой-либо другой должен придать педагогической системе общеобразовательной школы целостный и оптимальный характер.

Еще более широкое поле деятельности представляет собой вариативность содержания блочно-модульной системы  вузовского образования.

Объем знаний, определенных (на сегодня) госстандартами Высшего образования делится на блоки сопредельных родственных дисциплин объединенных общим предметным полем деятельности, базовыми понятиями. Это позволяет избежать повторов в учебных планах. Например, тема “Математические методы исследования экономики” может быть частью дисциплины математики (для экономистов) и экономики и статистики и др., в то время как интегративный блок базовых понятий позволяет избежать изучения данной темы в разных курсах.

Блочно-модульная система состоит из взаимосвязанных элементов.

Элементы блочно-модульной системы

 

Под блоком понимается совокупность понятий предметной области ряда сопряженных дисциплин.

Под модулем понимается уровень, глубина погружения в предметную область. Так например, хорошо известны дисциплины, т.н. социального ряда “История политических учений”, “Философия”, “Политология” - такие имена как Аристотель, Платон принадлежат к предметной области всех трех дисциплин, являются базовыми. Происходит изучение темы в самом начале знакомства с этими дисциплинами. Можно предположить, что они будут входить в блок социального ряда в 1 модуль.

 


Блочно - модульная система позволяет гибко варьировать содержание учебного   процесса, учитывая специфику и профиль ВУЗа. С другой стороны технологически универсально создание обеспечения учебно-методическими материалами блока.

Например, весь курс высшей математики разделен на шесть модулей-уровней. Для того чтобы получить диплом инженера требуется знания в объеме 4 модулей. Для лингвистов достаточно знать математику в объеме 2-го модуля.

Технологизация содержания образовательных модулей по интегративному, понятийному принципу позволит усовершенствовать  учебный процесс.

Похожие материалы

Информация о работе