Управление как информационно-коммуникативная деятельность

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Курс лекций Назарова В.М. по социологии управления

Тема 7.       УПРАВЛЕНИЕ КАК ИНФОРМАЦИОННО –

                   КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

7.1. Информация в управлении

7.2. Классификация информации

7.3. Информационная культура

7.4. Коммуникации в управлении

7.5. Социальная коммуникация

7.6. Общественное мнение

7.7. Социальное управление и паблик рилейшнз

7.8. Массовая коммуникация и социальное управление

          7.1. Информация в управлении

Информация и коммуникацияпредставляют собой ключевые моменты всякого процесса управления. Беспрерывная циркуляция информации между управляющей и управляемой подсистемами (субъектом и объектом), между отдельными их составными частями (компонентами) является необходимой, неотъемлемой частью (атрибутом) всего процесса управления, всех его функций.

Каждая из функций управления осуществляется только на основе информации. Информация является постоянно действующим фактором, роль и значение которого в каждом конкретном случае определяются целью, содержанием функции управления.

Таким образом, информация выступает как необходимое условие осуществления управления вообще и отдельных его функций в частности. Само управленческое решение представляет собой преобразованную информацию, которая передается по каналам прямой связи.

Все стадии управленческого труда неразрывно связаны с информационными процессами, которые обеспечивают управленческую деятельность. Технологический уровень управления социальными системами включает два подхода.

В первом рассматривают методы и процедуры, применяемые в процессе управленческого труда. Это подход организационно - технологический.

Второй подход принято называть информационно-кибернетическим. Здесь процесс управления предстает как восприятие, преобразование и передача информации.

На схеме 1 представлена обобщенная элементарная информационно-коммуникационная модель управления.

Субъект управления

 

Объект управления

 
Информация                               Информация                                Результат


(канал прямой                                  реализации

                                                                 связи)                                          решения

Информация

                                                          

(канал обратной связи)

Схема 1. Информационно-коммуникационная модель управления

Выделяются следующие информационные функции, которые выполняет управляющая подсистема:

сбор директивной информации, информации о состоянии организации и основных факторов внешней среды;

переработка полученной информации (чтение, анализ, формализация, обработка, оценка уровня надежности и достоверности), разработка альтернативных вариантов решения. Основная задача этого этапа состоит в том, чтобы «сжать» информацию, привести ее к виду, удобному для принятия решения;

принятие управленческого решения (оно занимает центральное место в процессе управления). Главным продуктом этого этапа является управляющая информация (планы, инструкции, нормативные документы, рекомендательные предписания и т.д.);

передача управляющей информации к объекту управления, осуществление мероприятий, обеспечивающих адекватное восприятие информации всеми, на кого распространяется управляющее воздействие;

организация обратной связи (потоков учетной, отчетной и иной информации о характере протекающих социальных процессов);

корректировка принятых решений в соответствии с изменившейся ситуацией в управляемой подсистеме и внешней среде и т.д.

Если оценить организационно-практическую деятельность руководителя, то она носит преимущественно информационно-коммуникативный характер, так как включает получение сведений, необходимых для принятия решений, передачу информации по каналам обратной связи о реакции адресата на принятые решения и о процессе их реализации.

Многие работники сферы управления затрачивают на работу с информацией до 70% рабочего времени. Не случайно специалисты в области теории управления считают, что управление в известном смысле можно определить как процесс сбора, восприятия, преобразования, накопления и передачи информации.

Что такое информация? Как свидетельствует практика

Похожие материалы

Информация о работе