Содержание дисциплины "Исследование рынка"
Модуль 1 «Методология маркетингового исследования»
Понятие, основная цель, задачи и принципы маркетингового исследования. Исследование рынка как важное направление маркетингового исследования. Методологические основы маркетингового исследования: направления (поисковые, описательные, казуальные), методы (общенаучные, аналитико-прогностические и методические приёмы, заимствованные из разных областей), этапы (алгоритм проведения) и способы организации исследования в маркетинге (исследовательское подразделение предприятия, специализированная маркетинговая фирма). План маркетингового исследования как основной рабочий документ программы исследования.
Обобщённо МИ направлено на уменьшение риска при достижении маркетинговой цели в условиях неопределённости внешней среды.
Традиционно маркетинговое исследование (далее МИ) - это "процесс систематической подготовки и проведения различных обследований, анализа полученной информации и представления результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче" предприятия [Божук С.Г., Ковалик Л.Н.].
Кроме этого, МИ является первичной функцией маркетинга. Как аналитическая функция МИ представляет собой деятельность по комплексному исследованию рынка и анализу внутренней среды предприятия с целью обеспечения адаптивного планирования. В этом случае основными объектами МИ являются рынок сбыта и рынок закупок в части обеспечения предприятия ресурсами, необходимыми для достижения успеха на рынке. Отсюда предмет МИ - это деятельность предприятия на рынках сбыта и закупок.
Необходимо отметить, что в целом объект и предмет МИ гораздо шире. Объект МИ - это само предприятие и его микросреда маркетинга. Предмет МИ - это рыночные процессы и явления. Исходя из цели, объекта и предмета МИ выделяют следующие задачи:
1) Сбор и оценка маркетинговой информации.
2) Оценка и анализ рыночной конъюнктуры.
3) Оценка и анализ стратегии рынка.
4) Анализ маркетинговой среды и географии рынка.
5) Разработка прогнозов спроса и предложения.
6) Выявление и оценка конкурентных сил и собственных возможностей.
7) Изучение потребительского поведения [Беляевский И.К., с. 26].
Решение задач МИ опирается на ряд принципов:
1) научность, т.е. анализ и выявление закономерностей развития рыночных явлений и процессов на основе научных положений и объективно полученных данных;
2) системность, т.е. выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчиненности;
3) комплексность, т.е. изучение явлений и процессов в их полноте, взаимосвязи и развитии;
4) достоверность, т.е. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов и инструментов их сбора и обработки, исключение тенденциозности в оценках, тщательный контроль, использование ЭВМ;
5) объективность, т.е. требование учитывать возможные погрешности измерителя того или иного явления, не подгонять факты под заранее определенную схему, быть осторожным в интерпретации фактов;
6) инициативность, т.е. осуществление творческого подхода, проявление инициативы, поиск новых, нетрадиционных путей исследования;
7) эффективность, т.е. достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами [Беляевский И.К., С. 25-27].
В связи с широким кругом задач МИ выделяют многообразие их направлений (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация МИ [Божук С.Г., Ковалик Л.Н., с. 57]
Признак |
Вид МИ |
В зависимости от количества целей |
Одноцелевое МИ Многоцелевое МИ |
В зависимости от вида цели |
Поисковое МИ Описательное МИ Каузальное МИ |
По источнику информации |
Полевое МИ Кабинетное МИ |
По количеству представленных интересов |
Индивидуальное МИ Коллективное МИ |
По степени охвата проблемы |
Полное МИ Частичное МИ |
По регулярности проведения |
Однократное МИ Многократное МИ |
По направлению МИ |
Исследование внешних переменных Исследование внутренних переменных |
По территории охвата |
Региональное МИ Национальное МИ Международное МИ |
По характеру получаемых результатов |
Количественное МИ Качественное МИ |
Одним из важнейших направлений МИ является исследование внешних и внутренних переменных, проводимое в рамках анализа рынка и потенциала предприятия. В целом комплексное исследование рынка включает в себя следующие блоки:
1 Ситуационный анализ:
1.1 Анализ масштаба и потенциала рынка
1.2 Анализ динамики и устойчивости рынка, в т.ч. сезонных колебаний
1.4 Анализ структуры рынка
1.5 Краткосрочный прогноз изменения конъюнктуры рынка
2 Анализ внешней среды
2.1 Анализ микросреды (потребителей, конкурентов, поставщиков, сбытовых и коммуникационных каналов, передового опыта и других условий)
2.2 Анализ макросреды
2.3. Прогноз реакции рынка на действие факторов внешней среды
3 Исследование деятельности предприятия
3.1 Анализ финансово-экономических показателей
3.2 Анализ производственно-сбытового портфеля предприятия
3.3 Анализ конкурентоспособности продукции
3.4 Анализ конкурентных возможностей предприятия
По мнению Геймо Белера взаимосвязь МИ и иследования рынка можно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.