рассказ по сюжетной картинке выделенным группам респондентов:
Группа 1. - дети, занимающиеся по программе «Радуга»;
Группа 2.- дети, занимающиеся по комплексной программе.
Для изучения развития речи мы предложили детям следующее задание - составить рассказ по сюжетной картинке.
Исследования, проведенные нами, позволили выявить следующие результаты (Приложение 4).
В группе 1, у большинства детей (87% опрошенных), занимающихся по программе «Радуга» преобладают показатели очень высокого и высокого уровня развития устной речи (рис. 1).
Качественный анализ текстов показал, что большая часть респондентов первой группы использовала в своем рассказе разнообразные части речи, устная речь отличалась фонетической грамотностью. У детей отмечены навыки словообразования и формообразования, поскольку грамотно использованы падежные окончания слов, суффиксы и приставки для образования новых слов, дети осознают понятие рода и числа в словах. Пересказ детей осуществлялся с использованием сложных форм предложения.
Особо отметим, что в 1 группе отсутствуют дети с низким уровнем развития речи.
В группе 2, детей, занимающихся по комплексной программе у половины воспитанников (56% опрошенных) преобладает высокий и очень высокий уровень развития речи. У 22 % детей второй группы в равной степени, средние и низкие показатели уровня развития речи.
Респонденты данной группы затруднялись составлять свободный рассказ. Речь отличалась ограниченным лексическим запасом, респонденты использовали ограниченное количество частей речи. Не все дети понимают и применяют родовые окончания, формы слов однообразны и отличаются скупостью, в рассказе ребята практически не употребляли сложные предложения, в меньшей степени сформулированы предложения с однородными частями речи.
Сравнительный анализ уровня развития речи детей экспериментальной и контрольной групп представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Сравнительный анализ уровня развития речи у старших дошкольников
Таким образом, на первом этапе исследования дети экспериментальной группы достаточно свободно сочиняют и рассказывают текст, используя синонимы, однородные члены предложения. Можно выделить высокий уровень фонетической грамотности респондентов экспериментальной группы, ребята правильно произносят слова, ставят ударения. Респонденты данной группы легко вступали в диалог, составляли сюжетные рассказы. Синтаксический строй речи наполнен простыми и сложными предложениями, в предложениях выделены подлежащие и сказуемые, однородные члены.
2.3.2. Анализ исследований по методике «Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования речи»
И.В Дубровина
Следуя задачам нашей работы, мы использовали методику «Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им речи» И.В. Дубровиной. Респондентам двух групп предложено прослушать рассказ, содержащий новые и незнакомые слова
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.