Лишь 12% респондентов данной группы справились с заданием экспериментатора, показав высокий уровень речевого развития.
Слайд 14
С помощью «Диагностики развития речи» Н.Н.Пряжникова мы изучали уровень развития словообразования и формообразования слов, богатства словаря детей старшего дошкольного возраста, уровня лексической культуры.
В первой части методики, показатель «богатство словаря» мы измеряли посредство изучения умения детей старшего дошкольного возраста обобщать слова в общую по лексическому значению категорию и разбивать общую лексическую единицу на частные составляющие с опорой на объединяющее лексическое значение. Большая часть опрошенных легко справились с задачей выделять близкие по значению структурные лексические компоненты в рамках категориальной единицы.
Слайд 15
В контрольной группе 2лишь у 44% опрошенных показатель высокого уровня развития словарного запаса.
У детей возникали сложности с подбором слова, несущего объединяющее лексическое значение. «Обедненность» лексического запаса респондентов данной группы не позволяла им в достаточно полно обобщить ряд слов в общую лексическую категорию.
Слайд 16
На втором этапе исследования по данной методике респондентам было дано задание, продолжить лексический ряд слов являющихся одной частью речи или признаками одного предмета. Например, продолжить смысловой ряд: «у кошечки – котенок, у собачки – ...»; продолжить смысловой ряд: «красный – краснота, белый – белизна, черный – ...».
Исследование показало, что в группе 1 в большей степени (69% респондентов) дети справились с заданием (рис 6).
У респондентов первой группы широкий лексический запас. Ребята без особых затруднений подбирали однокоренные слова и синонимы. При перечислении прилагательных грамотно использовались словообразующие части (суффиксы, окончания), правильно ставили ударение.
Слайд 17
У детей группы 2 показатель справившихся с заданием значительно ниже (50% опрошенных). Таким образом, можно предположить, что для детей данной группы характерен более низкий уровень словообразования и богатства словаря. Дети данной группы не умеют объединять слова по лексическому значению, подбирать синимы; зачастую не правильно ставят ударения. Ребята не в полной мере усвоили правила и способы словообразования с помощью префиксов и аффиксов и образования форм слова с помощью окончаний. Для ответа ребенка экспериментатору приходилось помогать, подбадривать отвечающих, дети не сразу понимали задание.
Проанализировав данную методику, мы делаем вывод, что у респондентов 1 группы лексический запас шире, респонденты умеют подбирать синонимы и другие части речи, правильно произносят слова, ставят ударение. У них высокий уровень словообразования, использование суффиксов, окончания, могут придумывать производные слова, из чего мы предполагаем, что уровень развития речи у детей, занимающихся по программе «Радуга» в целом выше, чем у детей, занимающихся по комплексной программе.
Слайд 18
Анализ результатов исследования характеристики речи у детей старшего дошкольного, занимающихся по программе «Радуга» выявили следующие ее преимущества:
- Дошкольная программа способствует воспитанию звуковой культуры речи дошкольников. Прежде всего, дети овладевают звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Дети учатся целенаправленно усваивать систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Можно отметить положительные достижения в культуре поведения в процессе речевого общения
- Занятия по развивающей программе «Радуга» способствуют расширению лексического запаса детей старшего дошкольного возраста. Дети не только знают и понимают смысл необходимых слов, но и активно используют их в своей речи, проявляют интерес и внимание к слову
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.