Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………….............5
1.1. Психологические особенности старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..5
1.2. Готовность к школе как показатель психологической зрелости старшего дошкольника…………………………………………………14
1.3. Основные направления развития речи в старшем дошкольном возрасте ………………………………………………..…………………………23
1.4. Развивающая программа «Радуга» ……………………………………...32
Выводы по первой главе ………………………………………………………..38
Глава 2. Исследование характеристики речи у детей старшего дошкольного
Возраста, занимающихся по программе «Радуга» ………………………… 41
2.1. Предмет, объект и процедура следования ………………………………..41
2.2. Методическое обоснование исследования ………………………………..42
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Радуга» …………………………….46
2.3.1. Анализ исследований по методике «Расскажи по картинке» Г.Хорн ………………………………………………………………………….47
2.3.2. Анализ исследований по методике «Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования речи»
И.В Дубровина…………………………………………………………49
2.3.3. Анализ исследований по анкете «Диагностика развития речи» Н.Пряжников…………………………………………..52
Выводы по второй главе…………………………………………57
Заключение……………………………………………………..59
Список литературы……………………………………………………………61
Приложения……………… 66
Введение
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б.Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и другие.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении, общении с родителями и друзьями.
Актуальность нашей работы также состоит в том, что социальному педагогу необходимо знать о развитии ребенка в старшем дошкольном возрасте, в том числе знания о развитии речи, т.к. она является одним из важнейших факторов социализации ребенка в школе.
Теоретическим объектом нашей работы является речь как психолого-педагогическая категория.
Предметом исследования является характеристика уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Радуга».
Цель нашего исследования: изучить развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по развивающей программе «Радуга».
Эмпирический объект: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет), 16 человек, воспитанники МДОУ «Солнышко», занимающиеся по программе «Радуга»
В качестве контрольной группы выступили дети детского сада «Солнышко» в количестве 16 человек, занимающиеся по комплексной программе.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. Обобщение научного исследования и психолого-педагогической литературы относительно старшего дошкольного возраста;
2. изучение психологической готовности к школе как этап психического развития ребенка дошкольного возраста;
3. осуществление теоретического обзора литературы по исследованию речи детей старшего дошкольного возраста;
4. описать основные методические задачи развивающей программы «Радуга»;
5. осуществить подбор методик по изучению речи старшего дошкольного возраста;
6. провести исследование речи у детей старшего дошкольного возраста;
7. осуществить анализ и интерпретацию уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Радуга».
В дипломном исследовании были использованы следующие методы: опрос (анкетирование), полупроективный метод, представленные такими
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.