Изучение развития речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по развивающей программе «Радуга» (Дипломная работа со списком литературы и приложениями)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………….............5

1.1.  Психологические особенности старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..5

1.2.  Готовность к школе как показатель психологической зрелости старшего дошкольника…………………………………………………14

1.3.  Основные направления развития речи в старшем дошкольном возрасте ………………………………………………..…………………………23

1.4.  Развивающая программа «Радуга» ……………………………………...32

Выводы по первой главе ………………………………………………………..38

Глава 2. Исследование характеристики речи у детей старшего дошкольного

Возраста, занимающихся по программе «Радуга» …………………………  41

2.1. Предмет, объект и процедура следования ………………………………..41

2.2. Методическое обоснование исследования ………………………………..42

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Радуга» …………………………….46

2.3.1. Анализ исследований по методике «Расскажи по картинке» Г.Хорн ………………………………………………………………………….47

2.3.2. Анализ исследований по методике «Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования речи»

И.В Дубровина…………………………………………………………49

2.3.3. Анализ исследований по анкете «Диагностика развития речи» Н.Пряжников…………………………………………..52

Выводы по второй главе…………………………………………57

Заключение……………………………………………………..59

Список литературы……………………………………………………………61

Приложения……………… 66

Введение

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б.Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и другие.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении, общении с родителями и друзьями.

Актуальность нашей работы также состоит в том, что социальному педагогу необходимо знать о развитии ребенка в старшем дошкольном возрасте, в том числе знания о развитии речи, т.к. она является одним из важнейших факторов социализации ребенка в школе.

Теоретическим объектом нашей работы является речь как психолого-педагогическая категория.

Предметом исследования является характеристика   уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Радуга».

Цель нашего исследования: изучить развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по развивающей программе «Радуга».

Эмпирический объект:  дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет), 16 человек, воспитанники МДОУ «Солнышко», занимающиеся по программе «Радуга»

В качестве контрольной группы выступили дети детского сада «Солнышко» в количестве 16 человек, занимающиеся по комплексной программе.

В ходе исследования нами решались следующие задачи:

1.  Обобщение научного исследования и психолого-педагогической литературы относительно старшего дошкольного возраста;

2.  изучение психологической готовности к школе как этап психического развития ребенка дошкольного возраста;

3.  осуществление теоретического обзора литературы по исследованию речи детей старшего дошкольного возраста;

4.  описать основные методические задачи развивающей программы «Радуга»;

5.  осуществить подбор методик по изучению речи старшего дошкольного возраста;

6.  провести исследование речи у детей старшего дошкольного возраста;

7.  осуществить анализ и интерпретацию уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Радуга».

В дипломном исследовании были использованы следующие методы: опрос (анкетирование), полупроективный метод, представленные такими

Похожие материалы

Информация о работе